Ткач А.В. Нормативное обеспечение работ по созданию инфраструктуры пространственных данных
С.В. Серебряков, А.В. Ткач,
ФГУП «Уралгеоинформ»
В настоящее время на государственном уровне поставлена задача построения Российской инфраструктуры пространственных данных – РИПД [1]. По сути дела, речь идет о новых подходах к работе с пространственной информацией на всех этапах: от получения первичных данных до их анализа и оперативного представления результатов пользователю в удобных для него форматах.
В свободно масштабируемой системе невозможно обойтись без грамотного выбора и четкого соблюдения правил взаимодействия частей. Этим определяется центральная роль нормативов в построении ИПД. При этом необходимо четко сознавать, что чем меньше требований предъявляется к участникам, тем выше для них привлекательность участия в новой системе, тем больше шансов на безболезненное подключение всех ранее созданных ресурсов. Поэтому базовые принципы нормативного регулирования в ИПД могут быть сформулированы следующим образом:
- минимизация нормативного вторжения в собственные ресурсы участников (сохранение структур данных, принципов классификации, кодирования, координатных систем, технологий хранения данных, систем идентификации пространственных объектов и т.п.);
- предметом регулирования является только то, что относится к обмену данными и сообщениями.
Основными элементами нормативного регулирования ИПД являются:
- стандарты (для уровня обмена данными, командами, сообщениями),
- регламенты работы участников ИПД,
- классификаторы пространственных объектов, правила описания.
Предприятием «Уралгеоинформ» ведется работа по всем трем указанным направлениям (в рамках деятельности по созданию ИПД регионального уровня с охватом территории Уральского федерального округа). В предлагаемом докладе рассматриваются вопросы, касающиеся работы со стандартами и подготовки проектов регламентов инфраструктурного уровня.
Изучение отечественной базы стандартизации в области ИПД выявило серьезные недостатки.
- Далеко не все аналоги международных стандартов уже реализованы в ГОСТах. А то, что сделано, не свободно от ошибок и нуждается в посте-пенной доработке (например – стандарт на метаданные [2-4])
- В наших стандартах профилирование выполняется слишком вольно и жестко. Например, из отечественных классификаторов [4] исключается учет ассоциаций (связей) между объектами.
- Терминология произвольно подменяется. Российские нормотворцы спешат удивить мир своими «изобретениями». Приведем лишь два примера.
- Понятие Базовых пространственных данных (БПД) нашими стандартами сведено к наборам базовых пространственных объектов, БПО. В ре-зультате покрытия не попадают в число БПД. Это значит, что в РИПД информация о рельефе циркулировать не может, как не должно быть в ней и фотоматериалов.
- Базовый пространственный объект, как требует стандарт, должен быть необходим для позиционирования других пространственных объектов и одновременно являться общедоступным. Результат: ни один из пространственных объектов невозможно отнести к числу базовых.
С учетом всех этих обстоятельств на предприятии «Уралгеоинформ» было принято принципиальное решение: если поставлена задача создать полноценную ИПД, необходимо опираться на международные стандарты ISO и/или спецификации OGC (Консорциума открытых геоинформационных систем).
Для обеспечения работ по созданию региональной ИПД нами организован перевод документов ISO на русский язык. На данный момент полностью завершен перевод следующих стандартов:
- 19110 Методология каталогизации,
- 19112 Позиционирование по геоидентификаторам,
- 19118 Кодирование,
- 19119 Сервисы,
- 19128 Интерфейс WMS,
- 19139 Метаданные – реализация на языке XML Schemа,
- 19138 Меры качества данных,
- 19109 Правила для схем приложения.
Близка к завершения работа по переводу стандарта 19117 типы визуального отображения.
Одним из важных компонентов серии ISO 191XX должен стать Международный словарь терминов. Россия обязана представить в этот словарь русскоязычные аналоги всех терминов и определений к терминам (до 450 терминов и их определения).
Мы подключились к этой работе на этапе обсуждения. Выявлено значительное число недостатков. По нашим оценкам, не менее трети всех позиций проекта словаря содержали грубые искажения смысла терминов и/или определений. Обнаружено, что некоторые грубые ошибки попали даже в уже приня-ые ГОСТы. Практически вся работа переделывалась специалистами ФГУП «Уралгеоинформ» заново.
Ряд операций в инфраструктуре не может выполняться автоматически, требуется участие персонала. Это означает, что элементом нормативного регулирования ИПД должен быть общепринятый порядок выполнения указанных операций. В ИПД необходимо иметь набор регламентов.
Первоначально были определены основные роли, которые могут исполнять разные участники геоинформационного процесса на уровне инфраструктуры. Мы установили наличие пяти разных ролей.
- пользователи
- поставщики пространственных данных
- служба сопровождения Банка данных
- организация - интегратор пространственных данных и метаданных определенного типа
- организация-координатор региональной ИПД
Наиболее важная роль в обеспечении качества и в согласовании данных отводится интеграторам слоев пространственной информации.
Допускается объединение всех или некоторых ролей в одной организации. Ситуация с пол-ным разделением ролей представляет собой наиболее общий случай.
Деятельность пользователей регламентации не подлежит.
Нами сформулированы основные принципы разработки регламентов:
- максимальная гибкость всех решений (охват всех мыслимых вариан-тов обращения к ИПД),
- учет разнообразия условий участников, разнообразия мотивации участников
- минимизация жестких требований к участникам ИПД.
- вновь поступающие данные немедленно документируются метаданными
- интеграторам отводится центральная роль в обеспечении непротиворечивости данных
- все изменения в электронном банке – только по предписанию интегратора
Важно также помнить, что нормы ИПД не должны вторгаются в сферу управления конкретным предприятием. Отсюда следует, что должна существо-вать иерархия регламентов. А именно:
- регламент уровня ИПД определяет порядок взаимодействия разных ро-лей информационного процесса;
- порядок действия работников на данном конкретном предприятии оп-ределяется его внутренними регламентами.
На нашем предприятии подготовлены проекты регламентов уровня ИПД:
- Регламент актуализации баз данных и метаданных;
- Регламент ведения пространственных данных и метаданных;
- Порядок обеспечения органов государственной власти информацией по территориальному планированию (может быть отнесен к регламентам ИПД лишь с некоторыми оговорками).
В заключение – несколько слов о потенциальных возможностях подхода, лежащего за пределами нормативного регулирования. Все вышеизложенное относится к профессиональной работе с ПД и направлено на поддержание высокого качества информации. Однако опыт сайтов типа Google-Maps свидетельствует об огромных перспективах использования активности публики, чье творчество не сковано ни стандартами, ни регламентами. Было бы разумным поддерживать в ИПД особые «любительские» слои ПД. Такие «несерьезные» слои безусловно будут проигрывать в качестве данных, но могут выигрывать в актуальности информации (которую затем не трудно проверить уже на профессиональном уровне).
Литература
1. Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2006 г. № 1157-р.
2. ГОСТ Р 52573–2006. Географическая информация. Метаданные
3. Баженова Ю.Д., Система «Архив » – инструмент учета готовой продукции и ведения метаданных Пространственные данные, № 1., 57 (2009).
4. Бездушный А. Н., Динь Ле Дат и др., Пространственные метаданные в портале «ГеоМЕТА», Пространственные данные, № 2., 15 (2008).
5. ГОСТ Р 52439–2005. Модели местности цифровые. Каталог объектов местности. Состав и содержание.