Казеев П.В. Практические результаты создания процессно-ориентированных систем для решения задач управления
Казеев Павел Владимирович,
начальник отдела информационных систем и разработки ПО,
ООО "АрхиСофт"
Тезисы к докладу "Практические результаты создания процессно-ориентированных систем для решения задач управления"
Данный доклад является продолжением темы "Единая информационная система региона – механизм повышения качества муниципального и государственного управления"
Цель доклада – рассказать о принципах, заложенных в основу создания информационных систем от компании АрхиСофт на основе практических задач, сформулированных и предложенных заказчиками: ГП "Архитектурно-планировочное управление Московской области" и ГУ "Центр Кадастр" Калужской области.
Стратегическая концепция, взятая за основу разработчиками - информационная система должна быть создана в виде тиражируемого решения, объединяющего несколько программных продуктов. Данный подход является обоснованным и направлен на повышение эффективности работы конечных пользователей.
Ключевые виды деятельности пользователей в сфере градостроительства и управления территориями, требующие использования автоматизированного решения
Решение АрхиСофт-ГИС обеспечивает работу конечных пользователей по трем направлениям:
1. Хранение и управление ЦПД (цифровыми пространственными данными)
2. Хранение и управление документами
3. Организация рабочих процессов на основе принятого регламента
Работа с ЦПД (цифровыми пространственными данными) и документами может выполняться независимо. Автоматизированные рабочие процессы объединяют операции обработки ЦПД и документами в простой и удобной форме в соответствии с принятым законодательством и установленными регламентами.
Требования к программному обеспечению в составе решения, подход специалистов компании АрхиСофт.
По задачам хранения и управления ЦПД:
1. Хранилище для эффективной и стабильно надежной работой на любом уровне - начиная с отдельной комнаты, заканчивая каждым отделом организации, а может и в общей рабочей среде, в которой находятся нескольких различных участников, сохраняя при этом гибкую схему лицензирования. Используемое хранилище данных – Oracle Database – может быть недорогим и простым в использовании с минимальной нагрузкой на пользователя в части технической поддержки.
2. Обеспечение многопользовательской работы с ЦПД (основное требования - не файл-серверная архитектура).
3. Открытый стандарт.
4. Возможность использовать разные виды ГИС-инструментария в зависимости от потребностей и возможностей пользователя, вплоть до отсутствия ГИС-инструментария в начале работы.
5. Поддержка нескольких основных форматов данных для просмотра и использования в работе.
6. Возможность работы с набора объектов без векторного представления (например, на основе текстовых реестров, уже имеющихся в организации).
7. Техническая поддержка пользователей в части ГИС.
8. Консультационная поддержка по ряду технологических операций: сборка проектов карт для работы с ЦПД, публикации карты для руководства и заинтересованных пользователей, пакетная загрузка данных с проверкой на корректность и непротиворечивость, актуализация, ведение истории объектов
По задачам хранения и управления документами:
1. Хранение документов в электронном виде.
2. Поддержка наборов файлов для одного документа.
3. Защита документов от несанкционированного доступа.
4. Автоматизированный выпуск документов, в том числе включающих фрагменты ЦПД.
5. Открытая структура данных в части документов и вспомогательных объектов.
По задачам организации рабочих процессов:
1. Наличие подсистем в виде легковесных надстроек на базе ядра решения, подсистемы позволяют сгруппировать виды деятельности (функции, операции) конечных пользователей по направлениям Архив документов ИСОГД, Адресная система, ИРД и других.
2. Мощный сервер приложений и простой, "легкий" клиент.
3. Наличие конфигурации (возможно ведение конфигурации с персональными настройками пользователя – настройка вида окон, состава отображаемой информации, порядка и сути выполнения рабочих операций).
4. Простое, интуитивно понятное управление доступом (для ограничения доступа к данным со стороны злоумышленников позаботились разработчики, назначение прав доступа в соответствии с регламентами выполняет конечный пользователь – например, руководитель отдела элементарными действиями в пользовательском интерфейсе наряду с гибкостью возможностей настройки).
5. Общее хранилище данных – объединяет пользователей в единое информационное пространство, функциональную рабочую среду, в которой каждый выполняет свои ежедневные задачи, получая дополнительную информацию для принятия решений от соисполнителей.
6. Поддержка нескольких ГИС, множества проектов карт, публикации карт – простой механизм публикации с помощью доступных и простых инструментов от Autodesk, признанного лидера.
7. Перспектива развития решений от компании АрхиСофт – поддержка регламентов работы пользователей в нескольких организациях (согласование документов в пределах одной рабочей среды, предварительное размещение документов градостроительной деятельности разработчиками документации – генпланов, схем территориального планирования, правил землепользования и застройки).
Практические результаты использования предлагаемого решения компании АрхиСофт:
1. Создание единого хранилища ЦПД на основе данных различного формата и качества.
2. Отработка процедур пакетной загрузки данных, актуализации, ведения истории, обмена данными между информационными системами.
3. Вовлечение в рабочий процесс пользователей различных ведомств, использование ресурсов хранилища и вычислительных возможностей в распределенной среде – локальная сеть, глобальная сеть Internet.
4. Отработка автоматизированных процедур работы в подсистемах Архив документов ИСОГД, Адресная система, Исходно-разрешительная документация на областном и муниципальном уровнях.
5. Отработка автоматизированных процедур совместной работы пользователей (разделенной по уровню ответственности) различных организаций и ведомств.
6. Обозначение перспектив по использованию решения – автоматизированные процедуры обмена данными с Роснедвижимостью, разработчиками градостроительной документации и любыми поставщиками данных, расширение категорий пользователей имеющих оперативный доступ к данным.
Принципы работы с пользователями:
Выход очередной версии с использованием усовершенствованной архитектуры позволил специалистам АрхиСофт переключиться на работу с пользователями по направлениям:
1. Оперативная техническая поддержка, постоянный тренинг и совершенствование знаний специалистов компании для возможности ответить на любой вопрос пользователя.
2. В поддержку пользователей включаются консультационные услуги по нормативной и законодательной базе, что позволяет пользователям быть уверенными в корректности и непротиворечивости своих действий по отношению к закону.
3. Вывод предлагаемого решения на уровень коробочного продукта – сложные корпоративные продукты в составе решения перестают быть громоздкими, и неповоротливыми, наша задача обеспечить работу ПО и дать возможность пользователям сосредоточиться на выполнении своих обязанностей.
4. Проведение мастер-классов и демонстраций для руководителей, технических специалистов, специалистов в области градостроительства – такие мероприятия ориентированы на работу c минимальным количеством участников (не массовые, что дает возможность ответить на вопросы каждого) и позволяют предметно обсудить, показать и убедить пользователей в положительных практических результатах использования решений АрхиСофт.
5. Проведение тематических семинаров (совместных – с представителями разработчика и заказчика), на которых рассматривается действующая нормативно-правовая база и ключевые моменты по использованию информационных системам.
6. Обмен опытом – по данному направлению перед специалистами компании АрхиСофт стоит задача сформировать среду общения, в которой будут совместными усилиями найдены ответы на самые сложные вопросы реализации информационных подсистем.