Закон о доступе к цифровым пространственным данным1 от 10 февраля 2009 г.
Раздел 1. Цель и область применения
§ 1. Цель закона
Настоящий Закон призван обеспечить нормативно-правовую основу создания национальной ИПД, в том числе для: доступа к ПД, геосервисам и метаданным организаций — поставщиков ПД, а также использования этих данных и сервисов, в том числе для осуществления мероприятий по охране окружающей среды.
§ 2. Область применения
1. Закон касается организаций — поставщиков ПД федерального уровня и юридических лиц общественного права федерального уровня.
2. Физические и юридические лица частного права могут предоставлять пространственные данные и метаданные через геопортал согласно пункту 2 § 9, если они уполномочены на то согласно положениям Закона и располагают необходимым для этого техническим оснащением.
3. Закон касается сервисов пространственных данных, которые получают пространственные данные и/или обладают пространственными данными, доступными для использования согласно этому Закону.
4. Закон касается положений Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. (BGBl, 1994, II, С. 1798; 1995, II, С. 602) в части исключительных экономических и шельфовых зон.
Раздел 2. Определения понятий
§ 3. Общие понятия
1. Пространственные данные — любые данные, прямо или косвенно связанные с конкретным местом или географической областью.
2. Метаданные — информация, описывающая наборы пространственных данных и сервисы пространственных данных и позволяющая выполнять поиск нужных сведений, получать и использовать их.
3. Сервисы пространственных данных (геосервисы) — сетевые приложения, которые обеспечивают доступ к пространственным данным и метаданным в структурированной форме. К ним, в частности, относятся2:
— поисковые сервисы, позволяющие на основе соответствующих метаданных искать нужные пространственные данные и отображать содержание метаданных;
— сервисы визуализации, предоставляющие, как минимум, возможности просмотра данных, навигации по изображениям, их скроллинга, масштабирования и графического оверлея данных, а также отображения легенд карт и прочей информации, содержащейся в метаданных;
— сервисы для загрузки (скачивания) информации, позволяющие копировать пространственные данные или их фрагменты и, по возможности, обеспечивающие прямой доступ к данным;
— сервисы преобразования пространственных данных.
4. Интероперабельность (взаимосовместимость) — возможность комбинирования данных и взаимодействия геосервисов на основе общих стандартов.
5. Инфраструктура пространственных данных — пространственные данные, метаданные и геосервисы, сетевые сервисы и технологии, соглашения о доступе, использовании и распространении, а также механизмы мониторинга и координации действий, процессы и процедуры, обеспечивающие доступ к пространственным данным, полученным разными исполнителями, фирмами, организациями.
6. Геопортал — платформа, обеспечивающая доступ к пространственным данным, геосервисам и другим сетевым сервисам по электронным каналам связи для передачи и обмена данными.
7. Сетевые сервисы — коммуникационные приложения для передачи и обмена данными в компьютерных сетях3.
8. Организации — поставщики пространственных данных4 (в смысле этого Закона) — предоставляющие информацию организации (различные инстанции, административные органы, учреждения) в смысле § 2 разд. 1 Закона об информации по окружающей среде от 22 декабря 2004 г. (BGBl. I S. 3704).
§ 4. Пространственные данные и геосервисы
1. Закон затрагивает пространственные данные, которые могут быть использованы в данный момент и удовлетворяют следующим условиям:
а) касаются государственной территории Федеративной Республики Германии или ее исключительных экономических зон согласно Конвенции ООН по морскому праву;
b) представлены в электронной форме;
c) имеются в наличии:
— у организации-поставщика и были созданы им, поступили к нему или управляются и обновляются им;
— у третьих лиц и могут быть предоставлены согласно пункту 2 § 2 настоящего Закона или подготовлены;
d) касаются одной или нескольких тем; среди которых5:
— геодезическая координатная система отсчета (система для однозначной привязки пространственных данных с помощью набора значений прямоугольной системы координат (x, y, z) или с указанием широты, долготы и высоты на базе систем исходных геодезических дат и высот);
— регулярные географические сетки (системы гармонизированных сеток с переменным разрешением, построенные от общей начальной точки, со стандартизированными положением в пространстве и размерами ячеек);
— географические названия (имена областей, регионов, районов, крупных городов и их предместий, городов, поселков, а также географических или топографических объектов, представляющих социальный или исторический интерес);
— административные единицы (единицы административно-территориального деления, на которые распространяется юрисдикция Федеративной Республики Германии и которые разделяются соответствующими административными границами);
— адреса (адресное описание местоположения объектов, как правило, с указанием наименования города, улицы, номера дома и почтового кода);
— земельные участки (объекты учета в кадастровых реестрах или аналогичных системах учета недвижимости);
— транспортные сети (транспортные сети и объекты транспортной инфраструктуры дорожного, железнодорожного, воздушного и водного транспорта; сюда включаются связи между различными сетями и общеевропейская транспортная сеть согласно решению № 1692/96/ЕС Европейского парламента и Европейского союза от 23 июля 1996 г. по общим главным магистралям для создания общеевропейской транспортной сети (ABl. L 228 от 9 сентября 1996 г., С. 1) с учетом изменений согласно постановлению (ЕС) № 1791/2006 (ABl. L 363 от 20 декабря 2006 г., С. 1) и будущих редакций);
— гидрография (элементы речной сети, включая морские акватории и все прочие водные объекты и связанные с ними отдельные системы, в том числе речные бассейны и подбассейны; согласно определениям Директивы 2000/60/ЕС Европейского парламента и Европейского союза от 23 октября 2000 г. по выработке единой водохозяйственной политики при необходимости могут включаться и другие водные объекты (ABl. L 327 от 22 декабря 2000 г., С. 1), директива изменена по решению № 2455/ 2001/ЕС (ABl. L 331 от 15 декабря 2001 г., С. 1));
— особо охраняемые территории (области, которые документированы и управляются в рамках международного и общественного права стран — членов Европейского союза или назначены для достижения специальных целей, связанных с их сохранением);
— рельеф (цифровые модели рельефа суши, тела ледников, дна океанов, морей и внутренних водоемов, включая положение береговых линий);
— земной покров (физический и биологический покров земной поверхности, включая культурные и сельскохозяйственные ландшафты, лесонасаждения, природные и близкие к природным объекты, болота и водный покров);
— ортоизображения (ортотрансформированные снимки поверхности Земли, полученные спутниковой или аэрофотосъемкой);
— геология (геологические данные, классифицированные по составу и структуре земных недр, включая магматические, метаморфические и осадочные породы, рыхлые отложения, грунтовые и подземные воды, дислокации, геоморфологические характеристики и прочее);
— статические единицы (единицы для распространения или использования статистических данных);
— строения (географическое положение зданий и сооружений);
— почвы (характеристики почв и подпочв с классификацией по глубине, текстуре, структуре, механическому составу и содержанию органических веществ, каменистости, эрозии с учетом, где возможно, средних улов наклона и потенциальной влагоемкости);
— землепользование (характер использования территорий по их текущему или будущему функциональному назначению или социально-экономической цели, например, жилые массивы, промышленные зоны, торговые центры и магазины, сельскохозяйственные и лесные земли, рекреационные зоны, зоны отдыха);
— здравоохранение и безопасность среды обитания (географическое распределение преобладающих патологических отклонений, например, различные виды аллергии, рака, заболеваний дыхательных путей; информация о состоянии здоровья, например, различные биоиндикаторы, динамика падения рождаемости, распространение эпидемий; самочувствие людей, например, утомляемость, стрессы, которое прямо (загрязнение воздуха, химические выбросы, сокращение озонового слоя, шум и т. д.) или косвенно (качество питания, генетически модифицированные продукты и т. д.) связано с экологической ситуацией);
— коммунальное хозяйство и социальные службы (объекты таких служб коммунального хозяйства, как канализация, утилизация отходов, электро- и водоснабжение и т. п.; государственные административные и социальные службы, например, здания администрации и учреждений социальной защиты, служб реагирования в чрезвычайных ситуациях, школ и больниц);
— объекты экологического мониторинга (станции экологического мониторинга, включая пункты сбора данных о выбросах в атмосферу и водоемы, об экологической ситуации и ее параметрах (биоразнообразие, состояние растительности и пр.), находящиеся в ведении административных органов или управляемые по их поручению);
— производство и промышленные сооружения (промышленные объекты, включенные в Директиву 96/61/ЕС Совета Европы от 24 сентября 1996 г. по комплексным мерам предотвращения загрязнения окружающей среды (ABl. L 257 от 10 октября 1996 г., С. 6), объекты водозабора в соответствии с изменениями согласно распоряжению (ЕС) № 166/2006 Европейского парламента и Европейского союза (ABl. L 33 от 4 февраля 2006 г., С. 1), а также объекты горнодобывающей промышленности и участки вывоза отходов производства);
— объекты сельского хозяйства и аквакультуры (сельскохозяйственное оборудование и средства производства, включая ирригационные системы, теплицы, оранжереи и объекты животноводства);
— размещение населения — демография (географическое распределение населения по ячейкам географической сетки, регионам, административным или другим аналитическим единицам);
— зоны хозяйственной деятельности, охранные зоны и зоны особой отчетности (области, на которые распространяются особые условия доступа, использования и отчетности об их состоянии на европейском, национальном, региональном и локальном уровнях, включая районы свалок, водоохранные зоны, ареалы, чувствительные к концентрации нитратов, морские фарватеры и фарватеры крупных континентальных водоемов, зоны ограничения уровня шума, регионы геологических изысканий и добычи полезных ископаемых, речные бассейны, зоны действия обязательной отчетности по акваториям, прибрежные зоны и пункты сбора данных для отчетности);
— зоны природных рисков (районы развития опасных природных процессов атмосферного, гидрологического, сейсмического, вулканического характера, которые в силу их местонахождения, последствий и частоты возникновения представляют серьезную угрозу населению, например, наводнения, оползни, лавины, лесные пожары, землетрясения, извержение вулканов и т. п.);
— атмосферные условия (физическое состояние атмосферы, включая пространственные данные, полученные путем измерений и/или моделирования с указанием их местоположения);
— метеорологические явления (погодные условия и их параметры: осадки, температура, влажность, скорость и направление ветра);
— океанографические объекты (физическое состояние океанов, например, течения, соленость вод, высота волн и пр.);
— морские регионы (физическое состояние морей и засоленных водоемов с подразделением на регионы и субрегионы с общими характеристиками);
— биогеографическое районирование (разделение на области с относительно однородными экологическими условиями и общими характеристиками);
— местообитания и биотопы (области с определенными экологическими условиями, процессами, структурами и функциями жизне-обеспечения для обитания проживающих там организмов; эти понятия включают также природные или природно-антропогенные участки суши и акваторий, которые различаются своими географическими, абиотическими и биотическими свойствами);
— размещение биологических видов (географическое распределение ареалов обитания представителей животного и растительного мира по ячейкам регулярной сетки координат, областям, административным единицам или другим аналитическим единицам);
— энергетические ресурсы (источники энергии, включая углеводородное сырье, гидроэнергетические и биоэнергетические ресурсы, солнечную и ветровую энергию, с информацией (где необходимо) о глубине залегания и высотах, характеризующих потенциал ресурса);
— минеральные ресурсы (полезные ископаемые, включая металлические руды, промышленные минералы и т. п., с информацией (где необходимо) о глубине залегания и высотах, характеризующих потенциал ресурса).
2. Детальные спецификации и классификации пространственных данных по указанным темам регламентируются правительственным распоряжением согласно § 14.
3. При наличии у разных поставщиков исходных ПД, идентичных им копий или при возможности изготовления ими таких копий действие настоящего Закона распространяется исключительно на исходные ПД, с которых могут быть получены копии.
4. Если у организации — поставщика ПД отсутствуют авторские права на имеющиеся пространственные данные и геосервисы, то, согласно положениям настоящего Закона, наличие такого права нигде не должно упоминаться.
Окончание в следующем номере
1 Настоящий Закон принят бундестагом и предназначен для внедрения в немецкое право Директивы 2007/2/ЕС Европейского парламента и Совета Европы от 14 марта 2007 г. по созданию инфраструктуры пространственной информации Европейского союза (Директива INSPIRE). — ABl. L 108 от 25 апреля 2007 г., С. 1. 2 В Закон не вошел сервис вызова удаленных сервисов, следующий пунктом 1(e) ст. 11 Директивы INSPIRE. — прим. ред. 3 В Законе не указано явно, какая из компьютерных сетей должна служить средой для сетевых сервисов, в отличие от Директивы INSPIRE, где упоминаются Интернет и другие телекоммуникационные средства. — прим. ред. 4 Определение понятия «поставщики данных» (или «организации-поставщики», как в настоящем переводе дается geodatenhaltenden Stellen) отсутствует в тексте ст. 3 Директивы INSPIRE, хотя оно и упоминается в ст. 18. По сложившейся практике и по сути Директивы INSPIRE и рассматриваемого Закона, под поставщиками данных понимаются национальные организации (органы), которые являются производителями или правообладателями пространственных данных и законодательно уполномочены обеспечивать доступ к ним. — прим. ред. 5 Сравнение списка тем настоящего Закона с исходным перечнем из 34 тем, перечисленных в приложениях I–III Директивы INSPIRE, обнаруживает их неполное соответствие. Разночтения не носят принципиального характера и будут устранены «автоматически» после разработки и утверждения стандартных спецификаций на содержание каждого из 34 наборов данных. — прим. ред.