Сценарное моделирование перспективных транспортных потоков для разработки генеральных планов и КТС
Истомина Людмила Юрьевна,
ЗАО "Петербургский НИПИград"
Транспортно-территориальное планирование города, на стадии Генплана и Комплексной транспортной схемы (КТС), определяет задачи развития улично-дорожной сети и мероприятия по их реализации. Одним из методов анализа состояния транспортной системы, применяемых при разработке указанных документов, является моделирование транспортных потоков на улично-дорожной сети.
Процесс моделирования можно разделить на два этапа: построение модели, оптимально приближенной к современному состоянию транспортной системы и построение модели, отражающей влияние проектных решений на работу транспортной системы в будущем. Несомненно, необходим подход, позволяющий учитывать неопределенность в данных оптимизационных моделях.
При формировании опорной модели неопределенность проявляется в недостаточной полноте сведений о параметрах улично-дорожной сети, данных об использовании территорий, о социально-экономической ситуации в городе и в зоне его влияния. Причем, существует вероятность совершения ошибок и при сборе исходных данных.
Неопределенность при моделировании перспективного состояния транспортной системы возникает в процессе поиска оптимальной комбинации проектных мероприятий для наиболее эффективного решения задач развития УДС.
Для компенсации нежелательного эффекта от воздействия неопределенности возможно применение сценарного подхода к процессу моделирования.
В процессе построения опорного плана следует уделить особое внимание параметрам модели, которые могут быть неточными. Как правило, это распределение работающего населения и мест приложения труда на изучаемой территории (особенно, их количество в городском центре), соотношение между использованием индивидуального и общественного транспорта в часы «пик», объемы транзитных потоков через город, общий и «пиковый» размер маятниковой миграции между городом и зоной его влияния и многое другое. Делая поправку на неточность вышеуказанных параметров можно сформировать несколько «сценариев» опорной модели. Выбор оптимального сценария производится в процессе сравнения результатов модельных расчетов с результатами обследования.
Также с помощью сценарного подхода производится корректировка воздействия неопределенности при выработке проектных предложений. Здесь можно выделить два основных направления разработки сценариев: варианты территориального развития города и зоны его влияния, и варианты реализации мероприятий на улично-дорожной сети.
В процессе изучения перспективных вариантов территориального развития следует отбирать для сценариев наиболее масштабные изменения на достаточно крупных элементах территории. Например, значительное снижение/увеличение количества мест приложения труда в городском центре, существенный отток постоянного населения из города в пригородную зону, комплексное развитие неосвоенных ранее крупных территорий, причем особенное внимание следует уделить, если они отделены преградами от основной территории города. Анализ модельных расчетов по сценариям, сформированных подобным образом, позволит выявить наиболее «слабые» места в транспортной системе города.
Весьма интересны результаты расчетов так называемого «нулевого» сценария, учитывающего перспективное развитие территории при сохранении современного состояния улично-дорожной сети. Его анализ позволяет не только выявить недостатки современной транспортной системы, но и оценить последствия отказа проведения каких-либо мероприятий по развитию УДС на перспективу.
Следующее направление – разработка сценариев для оценки влияния изменений сети на работу выбранных подсистем, и/или транспортной системы города в целом. Первоначально следует формировать сценарии для определения влияния каждого мероприятия в отдельности. После сопоставления результатов сценарных расчетов можно будет перейти к формированию сценариев, совмещающих мероприятия, направленные на решение одной задачи, либо всего комплекса задач по развитию УДС.
Таким образом, сценарный подход при моделировании транспортных потоков помогает принимать наиболее эффективные и аргументированные проектные решения по транспортным параметрам отдельных участков и узлов сети, транспортной сети в целом, а также решения по организации движения.