Информационно - аналитическая система мониторинга и контроля процессов реализации Схемы территориального планирования Самарской области Информационно - аналитическая система мониторинга и контроля процессов реализации Схемы территориального планировани
Анохин В.Н., Лукьянчикова О.Г., Печугин Е.М.,Михайлина Е.В.,
Тарасова И.Л., ОАО «НИЦ «Природопользование»
Никитенко О.А., ООО «Октогон»
Татурин С.И., Главное управление территориального планирования Самарской области
Постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2007 № 261 утверждена Схема территориального планирования Самарской области (далее СТП СО).
В целях реализации мероприятий СТП СО Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2008 №245 утвержден План реализации Схемы, устанавливающий первоочередные мероприятия территориального планирования Самарской области на срок до 2010 года.
Контроль за выполнением Плана реализации возложен на Министерство строительства и ЖКХ Самарской области (далее Министерство).
Мониторинг и контроль реализации СТП СО – государственная функция, связанная:
1) со сбором, хранением, актуализацией, аналитической обработкой и представлением органам государственной власти и местного самоуправления Самарской области аналитической информации о:
• состоянии и использовании территории Самарской области и тенденциях ее градостроительного развития
• социально-экономических последствиях реализации мероприятий СТП СО;
• процессах выполнения органами исполнительной власти Самарской области мероприятий территориального планирования в соответствии с Планом реализации СТП СО;
• социально-экономических факторах развития Самарской области, обуславливающих необходимость внесения изменений в СТП СО и (или) План реализации СТП СО;
• изменении областных и ведомственных целевых программ и других нормативных правовых актов Самарской области, обуславливающих необходимость внесения изменений в СТП СО и (или) План реализации СТП СО;
• подготовке документов территориального планирования муниципальных образований Самарской области;
2) с обеспечением соблюдения интересов Самарской области в документах территориального планирования муниципальных образований Самарской области в соответствии с действующим законодательством.
Сбор, хранение, актуализация, аналитическая обработка и представление органам государственной власти и местного самоуправления Самарской области информации будет осуществляться уполномоченными должностными лицами Министерства путем ведения Информационно-аналитической системы мониторинга и контроля процессов реализации Схемы территориального планирования Самарской области (далее – ИАС «Мониторинг СТП СО»).
В 2007 году по заказу Министерства институт ГУП «ТеррНИИгражданпроект» г. Самара, НИЦ «Природопользование» г. Санкт Петербург, ООО «Октогон» г. Самара при участии специалистов Главного управления территориального планирования Министерства приступили к разработке пилотной версии ИАС «Мониторинг СТП СО».
Цель создания ИАС «Мониторинг СТП СО» - информационно-аналитическое обеспечение полномочий и функций органов государственной власти Самарской области в сфере контроля и осуществления градостроительной деятельности на территории Самарской области.
Основные задачи ИАС «Мониторинг СТП СО»:
• разработка информационных стандартов в описании территорий, процессов мониторинга и контроля реализации СТП СО;
• обеспечение сбора, обработки и предоставления информации по осуществлению градостроительной деятельности на территории СО;
• разработка технологии формирования автоматизированных баз данных градостроительной информации о ходе реализации мероприятий СТП СО;
• разработка регламентов взаимодействия Министерства с органами местного самоуправления СО по вопросам формирования и предоставления достоверной информации о ходе реализации мероприятий СТП СО;
• технологическое обеспечение информационного взаимодействия и совместимости ИАС «Мониторинг СТП СО» с ведомственными и муниципальными информационными системами на основе единых регламентов и информационных стандартов.
Правовые основы создания ИАС «Мониторинг СТП СО»
• В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-фз органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют право создавать, развивать и эксплуатировать государственные и муниципальные информационные системы в целях реализации своих полномочий (статьи 12 -14);
• В соответствии с Концепцией региональной информатизации до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 17.06.2006 №1024-р, создаваемые на уровне региона государственные и муниципальные информационные системы должны функционировать в составе единого комплекса, обеспечивающего поддержку деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и их информационное взаимодействие с гражданами и организациями на основе общей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры региона («электронного правительства» региона);
• Нормативные акты Самарской области
Для эффективной работы ИАС необходимо правовое регулирование отношений по организации мониторинга и контроля за выполнением реализации мероприятий СТП СО.
В настоящее время вопросы территориального планирования Самарской области урегулированы только Законом Самарской области «О градостроительной деятельности на территории Самарской области» от 12 июля 2006 г. №90-ГД. При этом вопросы по организации мониторинга и контроля за выполнением плана реализации СТП СО, указанным законом не урегулированы. Следует отметить, что в выполнении Плана реализации СТП СО задействованы несколько министерств СО, расходы на реализацию первоочередных мероприятий территориального планирования на срок до 2010 года по сметным расчетам ориентировочно составят 26 млрд. рублей.
Таким образом, в настоящее время назрела необходимость корректировки законодательства Самарской области в сфере бюджетного и территориального планирования. В этих целях была разработана Концепция регулирования вопросов территориального планирования Самарской области законодательством Самарской области, в которой обозначена необходимость осуществления подготовки пакета нормативных правовых актов, регулирующих вопросы мониторинга и контроля реализации СТП СО, включающего:
1)проект закона о внесении изменений в Закон Самарской области «О градостроительной деятельности на территории Самарской области» от 12 июля 2006 г. №90-ГД в части:
• закрепления за Министерством строительства и ЖКХ полномочий по мониторингу и контролю СТП СО;
• определения общих положений о порядке контроля и мониторинга реализации СТП СО;
• закрепления правового статуса ИАС мониторинга и контроля процессов реализации СТП СО как государственного информационного ресурса, а также регулирования отношений по предоставлению необходимой для ведения информационной системы информации органами исполнительной власти Самарской области, органами местного самоуправления;
• закрепления положения о том, что резервирование земель для государственных нужд СО осуществляется в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения в соответствии с СТП СО, и установления правовых санкций за его нарушение;
• закрепления порядка принятия решений о строительстве и размещении объектов капитального строительства регионального значения, учитывающего возможности финансирования объектов из областного бюджета, мероприятия областных и ведомственных целевых программ, показатели эффективности и результативности их мероприятий и осуществления полномочий органов государственной власти СО в целом, а также пространственное размещение объектов с точки зрения территориального планирования СО, приоритетности строительства определенных объектов капитального строительства регионального значения;
• установления запрета на финансирование за счёт областного бюджета инженерных изысканий, проектных и строительных работ в отношении объектов капитального строительства регионального значения, не запланированных в СТП СО;
• закрепления положения о том, что включение в областные целевые программы положений о финансировании строительства объектов капитального строительства регионального значения должно предварительно быть согласовано с Министерством строительства и ЖКХ СО;
2) проект Постановления Правительства СО о внесении изменений в Положение о министерстве строительства и ЖКХ СО, утвержденное постановлением Правительства СО области от 31.10.2007 №225, в части закрепления за ним полномочий по мониторингу и контролю СТП СО;
3) проект Постановления Правительства СО о порядке взаимодействия органов исполнительной власти СО при реализации мероприятий территориального планирования и отчетности о выполнении Плана реализации СТП СО;
4) проект Постановления Правительства СО о порядке взаимодействия органов исполнительной власти СО при согласовании документов территориального планирования муниципальных образований СО;
5) проект приказа Министерства строительства и ЖКХ СО об утверждении методических рекомендаций по подготовке документов территориального планирования муниципальных образований Самарской области.
Работу по созданию ИАС «Мониторинг СТП СО» планировалось выполнить в 2 этапа.
На 1 этапе (2007-2008 гг) решались следующие задачи:
• разработка инструментальных средств мониторинга и контроля реализации СТП СО;
• формирование базовых информационных ресурсов в составе ИАС «Мониторинг СТП СО»;
• формирование предложений по нормативно-правовому сопровождению процессов мониторинга и контроля реализации Схемы.
На 2-ом этапе (2009-2010 гг) предстоят:
• работы по опытной эксплуатации ИАС «Мониторинг СТП СО»;
• разработка пакета нормативно-правовых актов по регулированию вопросов территориального планирования;
• доработка системы по результатам опытной эксплуатации,
• серийное внедрение компонентов системы.
ИАС «Мониторинг СТП СО» обеспечивает реализацию следующих функций:
• сбор и хранение информации о социально-экономическом и пространственном развитии СО;
• сбор и хранение нормативной правовой и организационной документации в сфере территориального планирования;
• аналитическую обработку информации, подготовку аналитических материалов, необходимых для актуализации документов стратегического и территориального планирования;
• ведение СТП СО, мониторинг процессов ее реализации, контроль за выполнением Плана реализации СТП СО;
• пространственное отображение и анализ информации о социально-экономическом развитии СО, анализ картографических материалов с использованием геоинформационных технологий;
• оперативный поиск документов по их атрибутам (название, номер и дата утверждения (согласования) документа, ключевые слова);
• регламентированный доступ пользователей к документам и материалам ИАС;
• защиту информации, циркулирующей в ИАС;
• обеспечение обмена информации с федеральными, региональными и муниципальными информационно-аналитическими (информационными) системами в соответствии с установленными регламентами.
Минимальная численность персонала, обеспечивающего функционирование ИАС «Мониторинг СТП СО», составляет 3 человека:
1) администратор информационно-аналитической системы;
2) аналитик;
3) оператор баз данных.
Все категории специалистов обязаны иметь соответствующую специальную подготовку.
Пользователями ИАС «Мониторинг СТП СО» являются должностные лица структурных подразделений Правительства Самарской области, которым открыт доступ к данным и функциям системы для решения профессиональных задач.
Уровень квалификации пользователей должен включать навыки работы на персональном компьютере на уровне пользователя операционной системы, геоинформационной системы (при необходимости ее использования) и прикладных пользовательских программ.
Базовое и специальное программное обеспечение ИАС «Мониторинг СТП СО».
Пилотная версия ИАС разработана в виде web-приложения, состоящего из набора подсистем (функциональных модулей), реализующих основные функции системы:
• ИС «Мониторинг состояния территории»;
• ИС «Документы территориального планирования СО»;
• ИС «Нормативные правовые и организационные документы по территориальному планированию»;
• «Аналитическая система» (АС);
• ИС «ГИС СТП СО»;
• ИС «Реализация СТП СО».
Централизованное хранилище данных ИАС реализовано на базе СУБД Microsoft SQL Server 2005 (Professional Edition), включая службы публикации отчетов (Reporting Services) b OLAP-анализа (Analysis Services).
Геоинформационная подсистема ИАС реализована с использованием ГИС ИнГЕО 4.3 и входящего в ее состав модуля web-публикации
Сбор сведений для ведения ИАС осуществляется на постоянной основе уполномоченными должностными лицами Министерства.
Формы запросов и перечни отчетных показателей утверждаются приказом Министерства. Внесение сведений в ИАС по конкретным объектам капитального строительства регионального значения осуществляется путем внесения их в электронные формы учетной документации – «основной паспорт» и «мини-паспорт», содержащие одинаковый для всех объектов капитального строительства регионального значения базовый набор показателей и характеристик.
ИС «Документы территориального планирования»
Обеспечивает просмотр, поиск и вывод на печать документов территориального планировании через стандартный интерфейс ИАС.
Документы сгруппированы по уровням:
СТП РФ; СТП СРФ имеющих общую границу с СО; СТП СО; СТП МР СО; ГП ГО СО; ГП городских и сельских поселений СО.
ИС «Нормативные правовые и организационные документы»
Обеспечивает реализацию следующих функций:
• ведение рубрикатора ИС и его редактирование;
• регистрация поступающих в систему документов и их размещение в централизованном хранилище информации ИАС;
• оперативный поиск документов по их атрибутам (название, номер и дата утверждения (согласования) документа, ключевые слова);
• группировка и выборка документов по заданным критериям;
• просмотр и печать документов.
Аналитическая система
Позволяет получать агрегированную информацию об объектах мониторинга и контроля, обеспечивает реализацию следующих функций:
• комплексный многомерный анализ разнородных массивов информации, характеризующей состояние и развитие территории СО, другие аспекты градостроительной деятельности на территории региона;
• получение интегральных показателей по различным направлениям пространственного развития Самарской области и анализ динамики их изменения во времени;
• выявление тенденций в процессах выполнения Плана реализации СТП СО;
• выявление социально-экономических ситуаций, при которых необходимо внесение изменений (актуализация) в СТП СО;
• построение диаграмм, графиков, таблиц и т. п.;
• подготовка аналитических материалов, отчетов, справок, докладов и других документов;
• обеспечение информационного обмена и доступа внешних пользователей к информационным ресурсам в соответствии с установленными регламентами.
ИС «ГИС СТП СО»
обеспечивает реализацию следующих функций:
• ввод картографической и семантической информации;
• создание карт и отчетов;
• выполнение измерительных и расчетных операций;
• возможность работы с базами данных различных форматов;
• возможность обращения к различным накопленным данным через тематические запросы;
• выполнение аналитических операций;
• выполнение векторно-растровых операций;
• возможность цифровой обработки снимков.
ИС «Реализация СТП СО»
Обеспечивает реализацию следующих функций:
• ведение реестра мероприятий Плана реализации СТП СО;
• ввод фактических значений параметров, качественно и количественно характеризующих мероприятия Плана реализации СТП СО;
• контроль за ходом выполнения мероприятий Плана реализации СТП СО на основании анализа мониторинговой информации;
• поиск и отбор мероприятий Плана реализации СТП СО на основе заданных критериев;
• экспорт и импорт информации о структуре Плана реализации СТП СО и входящих в него мероприятий, а также временных рядов показателей, качественно и количественно описывающих выполнение мероприятий Плана реализации СТП СО.
Информация по конкретным объектам капитального строительства регионального значения содержит сведения о:
• классификации объектов по функциональному назначению;
• местонахождении объектов;
• этапах выполнения соответствующих мероприятий территориального планирования по размещению объектов (оформление правоустанавливающих документов на земельные участки, проектирование, строительство, реконструкция, эксплуатация объектов и т.п.);
• ответственных исполнителях мероприятий территориального планирования;
• нормативных правовых актах, являющихся основанием для размещения объектов;
• выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов;
• наличии проектной документации на объекты и выполнении государственной экспертизы проектной документации;
• наличии разрешений на строительство объектов;
• плановых и фактических затратах на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, осуществление строительства или реконструкции объектов;
• проектных характеристиках объектов в соответствующих единицах (высота, этажность, площадь, назначение помещений и др.) в соответствии с проектно-сметной документацией;
• технических паспортах объектов, градостроительных планах и кадастровых паспортах земельных участков, на которых планируется размещение объектов.
Результатами работ 1 этапа ИАС «Мониторинг СТП СО» являются:
• разработка базовых проектных решений, положенных в основу построения пилотной версии ИАС;
• систематизация документов территориального планирования и Плана реализации СТП СО;
• обеспечение информацией об объектах капитального строительства регионального значения органов государственной власти СО, органов местного самоуправления СО;
• формирование аналитических отчетов по СТП СО и Плану реализации СТП СО;
• обеспечение соблюдения интересов СО и учет мероприятий СТП СО в документах территориального планирования муниципальных образований СО.
Перспективы развития ИАС «Мониторинг СТП СО»
На следующем этапе выполнения работ планируется:
• Определить состав показателей социально-экономического и пространственного развития региона, подлежащих мониторингу;
• Разработать шаблоны аналитических отчетов по направлениям социально-экономического развития и территориального планирования СО;
• Подготовить пакет нормативных правовых актов, регулирующих вопросы мониторинга и контроля реализации СТП СО;
• Доработать систему по результатам опытной эксплуатации.