ИСОГД как новый интегрированный инструментарий для решения градостроительных задач
Тимонов Виктор Александрович,
МУП г. Новосибирска "Институт градостроительного планирования"
Едва ли в обозримой перспективе машина будет в состоянии выдавать самостоятельно обоснованные градостроительные решения. Другое дело, в рамках заданных параметров она может просчитывать варианты площадок под заявленную застройку, но и эта задача станет разрешимой только после реализации минимум пяти обязательных условий:
- наличие утверждённого генплана города;
- наличие проектов планировок отдельных его районов с эскизами застройки;
- утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки;
- законченной структуры кадастрового учёта всех земельных участков на территории города, как застроенных, так и свободных от застройки;
- наличие откорректированной топографической основы М1:500, пригодной для рабочего проектирования.
Учитывая огромный объем документации, подлежащей систематизации для использования её в системе ИСОГД (см. ст.56 гл.7 Градостроительного кодекса РФ), безусловно, встаёт вопрос об автоматизированной обработке данного массива информации, но и это не предел условий для составления технического задания на разработку автоматизированной системы.
Всё течёт, всё изменяется: и города, и мода, и градостроительная политика. Поэтому, изначально этот факт не должен быть обойдён вниманием, а именно:
- полная инвентаризация существующих архивных фондов;
- восстановление утраченных документов (за счёт других архивных фондов и пр.);
- перевод необходимых массивов семантической и графической информации в электронный вид;
- обеспечение постоянного мониторинга и актуализации всего объёма архивного фонда ИСОГД при реализации градостроительных задач.
Только достоверные данные могут расцениваться как исходная информация для проектирования, в противном случае – это дезинформация со всеми вытекающими негативными последствиями и фатальными градостроительными ошибками.
Всякая система работоспособна лишь в том случае, если каждому её элементу отведены очень чёткие и конкретные функции. Алгоритм решения задачи не должен проваливаться в информационный вакуум и сталкиваться с дублированием функций отдельных элементов системы.
При постановке задачи в Новосибирске, мы с разработчиками оказались на разных позициях по организации системы и, как заказчики, настояли не на внедрении «идеальной» унифицированной модели при компоновке АИСОГД, а на основе действующей структуры Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии, с учётом традиционно сложившегося делового документооборота между департаментами мэрии.
Кто, хотя бы раз, столкнулся с процедурой сбора исходных данных для проектирования, выделения земельного участка для строительства и пр., реально представляет трудозатраты и сроки данных процедур. Одной из попыток создания прототипа «Одного окна» в градостроительной отрасли явилось Постановление Правительства РФ от 09.06.2006 г. № 366 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности».
Но на стадии его реализации возник целый ряд вопросов и основной из них это взаимодействие органов, обладающих информационными архивами о земельных участках, объектах недвижимости и их владельцах и пр. Инициативно на местах специалистами создаваемых подразделений ИСОГД сделана попытка урегулирования обмена информационными потоками на постоянной основе в рамках двусторонних (многосторонних) соглашений, но данная форма сотрудничества даёт сбои, т.к. носит рекомендательный характер.
Учитывая новую концепцию Минэкономразвития РФ, предполагающую оптимизацию и концентрацию информационных потоков об объектах недвижимого имущества и их владельцах в органах Росреестра, с предоставлением её пользователям на возмездной основе, возникает вопрос о своевременности внесения изменений в структуру ИСОГД и целесообразности внедрения её вообще, т.к. вместо «Одного окна» мы опять получим их как минимум два, а для инвестора сохранится прежний порядок «хождения по мукам».