ИТП «Град» — «ИСОГД-ГРАД» как часть комплексного проекта по управлению развитием территории муниципального образования
Программное обеспечение «ИСОГД-ГРАД» — часть комплексного проекта по управлению развитием территории Гулькевичского муниципального района Краснодарского края. Заказчиками проекта являются Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края и администрация муниципального образования «Гулькевичский район». Система призвана обеспечить эффективное управление градостроительным развитием территории при условии минимальных финансовых затрат и ограниченных кадровых ресурсов. Комплексный проект включает все виды градостроительной документации и является системой поддержки принятия градостроительных решений, обеспечивает учет, регистрацию, хранение и предоставление информации на основе интегрированной градостроительной базы данных и правил принятия градостроительных решений.
Соответствие федеральному законодательству
«ИСОГД-ГРАД» соответствует федеральному законодательству в области создания и ведения ИСОГД (действующий Градостроительный кодекс РФ, постановление Правительства РФ от 9 июня 2006 г. № 363, приказы Минрегиона России от 30 августа 2007 г. № 85, 86). Дополнительные разделы ИСОГД созданы в соответствии с законодательством.
Состав и содержание проекта:
— нормативно-правовое обеспечение (положение о службе ИСОГД, соглашения об информационном взаимодействии);
— методическое обеспечение (система требований, классификаторы и справочники);
— организационное обеспечение (административные регламенты, справочные пособия, инструкции);
— информационное обеспечение (градостроительная документация, документы градорегулирования, наполнение баз данных);
— технологическое обеспечение (программное обеспечение, в том числе модули автоматизации процессов градостроительной деятельности).
Рис. 1. Обязательные и дополнительные разделы ИСОГД
Состав и функциональные возможности
Кроме автоматизированного ведения всех обязательных разделов система реализует наиболее трудоемкие и необходимые в повседневной деятельности ОАиГ функции:
— ведение дополнительных разделов ИСОГД: «Раздел 10. Оценочное зонирование территории МО», «Раздел 11. Программы развития территории МО», «Раздел 12. Правовая документация»;
— ведение адресного реестра;
— ведение и актуализация топографических материалов;
— ведение обобщенной информационной базы данных об объектах градостроительной деятельности (земельные участки, объекты капитального строительства, территориальные зоны, красные линии, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры и т. д.);
— ведение реестра градостроительных планов земельных участков (в том числе автоматизированная подготовка проектов ГПЗУ);
— работа с градостроительными регламентами использования территории;
— регистрация входящей корреспонденции как часть электронного документооборота.
Дополнительно автоматизированы процессы администрирования (ведение справочников и классификаторов, управление санкционированным доступом, настройка резервного копирования и архивирования, ведение журнала системных событий) и формирования различных типовых и динамических отчетов.
Интерфейсные решения, документирование, удобство работы пользователя
Система имеет дружелюбный, интуитивно понятный пользовательский интерфейс, все элементы которого стандартизированы. Работа с различными информационными объектами системы осуществляется на основе общих принципов, что облегчает ее освоение.
К программному обеспечению прилагается стандартный пакет документов, содержащий: руководство пользователя, руководство администратора, руководство пользователя обобщенной информационной базы данных об объектах градостроительной деятельности, пояснительную записку, технологические инструкции.
Рис. 2. Разделы ИСОГД и реестры, используемые при формировании градостроительных планов земельных участков
Административная и правовая основа функционирования
Создание и внедрение ИСОГД сопровождается разработкой необходимых нормативно-правовых, методических, регламентирующих и иных документов (проект положения о создании и ведении ИСОГД, административные регламенты выполнения государственных и муниципальных услуг, регламенты взаимодействия между участниками информационного обмена и т. д.). Возможно проведение инвентаризации сведений, подлежащих размещению в ИСОГД МО с занесением их в систему. При необходимости проводится комплексное обследование объектов автоматизации, результатом которого являются предложения по оптимизации и стандартизации процессов деятельности.
Технологические решения
Для работы необходимы операционная система Microsoft Windows 2000/XP, СУБД Microsoft Access XP и выше, офисный пакет Microsoft Office (Word, Excel), ГИС-компонента MapInfo версии 7.8 и выше, Arc-View 9.2.
Система имеет файл-серверную архитектуру. При внедрении программного комплекса формируется структура тематических каталогов в файловой системе на сервере.
Условия внедрения и эксплуатации
Для Гулькевичского района «ИСОГД-ГРАД» поставлялась в составе комплексного проекта управления развитием территории, и ее стоимость отдельно не определялась. Стоимость программного обеспечения «ИСОГД-ГРАД» без проведения работ по организационному, нормативно-правовому, информационному обеспечению и сопровождению системы составляет 25 тыс. руб.
Стоимость системы с выполнением указанных работ рассчитывается индивидуально для каждого проекта с учетом его специфики и составляет 500–5000 тыс. руб. Сроки разработки и внедрения таких проектов — от 2 мес до года.
На этапе внедрения проводится обучение пользователей системы на рабочих местах заказчика, специальных выездных семинарах и на базе ИТП «Град».
На основе четырехлетнего опыта обучения специалистов разработана программа, включающая основные методические и нормативно-правовые аспекты ведения ИСОГД и практические занятия. Программа рассчитана на 72 учебных часа. По результатам обучения выдается сертификат о повышении квалификации государственного образца.
Рис. 3. Схема территориального планирования— ресурс 3-го раздела ИСОГД
Опыт внедрения и эксплуатации
Внедрения «ИСОГД-ГРАД» осуществляются с 2006 г. В настоящее время система установлена более чем в 20 муниципальных образованиях Ямало-Ненецкого автономного округа (г. Новый Уренгой, г. Лабытнанги, Ямальский, Приуральский районы и др.), Ханты-Мансийского автономного округа (г. Нижневартовск, г. Ханты-Мансийск, Нижневартовский, Березовский, Белоярский районы и др.), Краснодарского края (Гулькевичский, Выселковский, Динской районы).
Эффекты от внедрения:
— сокращение сроков подготовки исходно-разрешительной документации до 5 раз;
— повышение производительности труда сотрудников ОАиГ в 2 раза;
— двукратное снижение стоимости при дальнейшей разработке и корректировке градостроительной документации;
— оперативное предоставление информации заинтересованным лицам.