Игнатьев Г.В. Проблемы взаимодействия управленческих структур г. Красноярска при проведении технической инвентаризации и технического учета объектов недвижимости
Игнатьев Г.В., Департамент недвижимости администрации г. Красноярска
Без четкого разделения полномочий между органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления невозможно полноценное развитие муниципальных геоинформационных систем, которые являются современным инструментом учета и управления инфраструктурой муниципального образования.
Проблема, сложившаяся на сегодняшний день в сфере взаимодействия управленческих заключается в том, что на территории муниципальных образований действуют органы исполнительной власти федерального уровня и уровня субъектов РФ - регистрационные палаты, земельные кадастровые палаты и земельные комитеты, предприятия технической инвентаризации, фактически монополизировавшие процессы оформления сделок с землей и недвижимостью в процессе выполнения государственных функций. Осуществляя взимание значительных финансовых средств с населения, данные структуры не заинтересованы в решении задач, стоящих перед органами местного самоуправления, поскольку, в соответствии с действующим законодательством, не несут ответственности за решение их вопросов.
Результатом этого является ситуация, когда по своей сути рыночные процессы полностью монополизированы государственными структурами, что не позволяет органам местного самоуправления развивать муниципальные геоинформационные системы, а следовательно, эффективно управлять инфраструктурой муниципального образования. Такое положение не только ограничивает права органов местного самоуправления, но и ведет к постоянному нарушению прав участников рынка недвижимости.
Вследствие отсутствия нормативной базы, определяющей механизм взаимодействия государственных и муниципальных органов управления из городского бюджета тратятся немалые денежные средства, «уводимые» с территории государственными структурами, у населения и организаций возникают проблемы с оформлением сделок с недвижимость, а иные инвесторы не торопятся вкладывать деньги в монополизированный государственными структурами сектор экономики.
Так, на сегодняшний день в городе Красноярске процессы технической инвентаризации объектов недвижимости монополизированы федеральной структурой ДФГУП «Крастехинвентаризация», результатом чего является неконтролируемый рост цен, снижение качества подготовки технической документации и низкая производительность Отсутствие конкуренции не способствует повышению объемов производства технической инвентаризации, вследствие чего сроки выполнения заявок муниципального образования значительно увеличивается, что в конечном счете не позволяет осуществлять государственную регистрацию права муниципальной собственности на объекты недвижимости.
Попытка демонополизации, повышения качества и объемов производства технической инвентаризации, осуществляемой Красноярским центром технической инвентаризации и оценки зданий, строений и сооружений (КГЦТИ И ОЗСС) была предпринята муниципалитетом в 1999 году. Задачи по проведению технической инвентаризации городских объектов недвижимости были возложены на МУП «Городское жилищное агентство».
Однако, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 №921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности» в г.Красноярске было создано дочернее федеральное государственное унитарное предприятие (ДФГУП) «Крастехинвентаризация», вновь монополизировавшее производство технической инвентаризации на территории г.Красноярска, в связи с чем МУП «Городское жилищное агентство» было ликвидировано.
Сегодня муниципалитет вынужден работать по соглашению между администрацией города и ДФГУП «Крастехинвентаризация», которое 15% получаемой прибыли обязано отчислять ФГУП «Ростехинвентаризация».
Не менее острую проблему представляет функционирование ФГУП «Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю», т.к. архив землеустроительных дел по городу Красноярску, создаваемый на протяжении 10 лет за счет средств бюджета города, находится в муниципальной собственности, в связи с чем открытым остается вопрос передачи архивных данных федеральной структуре управления. Кроме того, нарушается принцип «единого окна» с участием ГУЮ «Регистрационная палата», в соответствии с которым координация подготовкой документов для государственной регистрации права собственности возлагается на определенную структуру. Выполняя функции по регистрации прав на земельные участки, ФГУП «Земельная кадастровая палата» является по сути «вторым окном».
В современных условиях в качестве решения данных проблем можно предложить создание муниципальных предприятий по технической инвентаризации и оценке объектов недвижимости, которым необходимо поручить выполнение работ по инвентаризации и оценке городских земель и объектов недвижимости. Деятельность данных организаций должна осуществляться в соответствии с федеральным законодательством, а получаемая в процессе работы информация в установленном порядке передаваться в государственные структуры для формирования общих информационных банков и архивных данных.
Одним из примеров является проведение в 1994-99 гг. инвентаризации земель г.Красноярска тринадцатью специализированными подрядными организациями, имеющими соответствующие лицензии.
Кроме того, в целях наиболее полной реализации прав органов местного самоуправления по формированию, управлению и контролю за рынком недвижимости, данные организации необходимо подчинить структуре по управлению муниципальной недвижимостью, который в силах определить и обеспечить реализацию технологии обновления банков данных муниципальных информационных системы, способствуя их объединению и созданию тем самым информационной системы единого муниципального кадастра.
В г.Красноярске уже имеется положительный опыт решения проблем подобного рода. Так, для повышения эффективности использования муниципальной собственности, рационального использования земельного фонда в 1999 году в городе Красноярске была проведена реорганизация комитета по управлению муниципальным имуществом в департамент недвижимости. В состав вновь образованной структуры вошли: городское земельное управление, муниципальное предприятие «Городское жилищное агентство» и муниципальное учреждение «Городской лесхоз».