Глухов О.В., Протасова Е.В., Труфанов А.И. Конфликтующие структуры в системе ведения государственного градостроительного кадастра Иркутской области
Глухов О.В., Главное управление архитектуры и градостроительства Иркутской области
Протасова Е.В., ОАО Иркутскгражданпроект
Труфанов А.И., Иркутский государственный технический университет
Развитие и использование геоинформационных технологий для государственного градостроительного кадастра по-прежнему остается важной задачей, в то же время система ведения кадастра - не просто внедрение компьютерных технологий. На самом деле, это -задача прежде всего организационного характера и требует построения информационного взаимодействия между всеми участниками процесса градорегулирования. Безусловно, современные информационные и телекоммуникационные технологии играют важную роль. Но трудности применения и реализации тех или иных технологий преодолимы и, как показывает практика, задачи создания автоматизированных систем решаемы. Принципиальная же трудность при создании системы ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности (ГГК и МОГД) кроется совсем в другом - в отлаживании взаимодействия конфликтующих и сотрудничающих субъектов проектируемой информационной системы.
Следует отметить, что весь мировой опыт основан на разработке автоматизированных систем для организаций в первую очередь с преобладающей директивной системой управления (завод, фабрика, компания). Характерно, что структуры с иной, нежели директивная управленческая система (университеты, совместные исследовательские проекты, в том числе междисциплинарные), сталкиваются с нетрадиционными и специфическими проблемами - организационного и правового характера.
Учитывая отмеченные ранее трудности построения, реализации и функционирования, автоматизированную систему ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности следует рассматривать как сложную иерархическую многодисциплинарную систему с элементами в виде конфликтующих субъектов. В отличие от традиционной классической схемы, прежде чем разрабатывать концепцию и соответствующее ей техническое задание на создание АСВ ГГК и МОГД, необходимо сформулировать общую стратегию разработки и политику по ее реализации. Необходимо подчеркнуть, что автоматизированная системы ведения градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности может являться эффективным инструментом влияния на современные процессы глобализации. Здесь особенно важен правильный выбор средств в отстаивании национальных и региональных интересов. Создание системы автоматически включает в себя работу над проблемами безопасности:
- во-первых, АСВ ГГК и МОГД может быть использована при решении международных, национальных и региональных задач;
- во-вторых, сведения, содержащиеся в системе, потенциально являются базой противоправной деятельности, и тем самым представляют собой объект атаки для злоумышленников.
В предлагаемом нами подходе АСВ ГГК И МОГД определяется тем, что в ней рассматривается субъектно-объектная среда с наличием субъектов как «мыслящих» структур со своими интересами, предпочтениями, амбициями, видением, стратегией, политикой. При этом важно выявить особенности процессов взаимодействия данных субъектов и возможности воздействия на них в условиях конфликтных взаимодействий, особенно при попытках перевести эти конфликты в управляемую конфронтацию и сотрудничество.
В создаваемой концепции АСВ ГГК И МОГД необходимо отразить базы конфликтности и сотрудничества субъектов.
Все противоречия, выявленные отечественной практикой разработки, должны быть не закамуфлированы, а особо подчеркнуты.
Особое внимание в концепции должно быть проявлено к таким требованиям к АС как:
- работа в режиме систем реального времени;
- необходимость и эффективность информационного обновления;
- распределение и поддержка ответственности разработчиков;
- поддержка прав разработчиков и пользователей;
- безопасность информационных ресурсов;
- распределение и поддержка прав доступа.
Средствами при построении АСВ ГГК и МОГД могут и должны являться такие классы инструментов как: морально- этические; правовые; организационные; технические и технологические, математические, физические.
Для того чтобы обеспечить взаимодействие субъектов и объектов и их интеграцию в цельную систему, должны быть реализованы следующие базовые принципы:
- Независимость от формы собственности субъекта, его ведомственного или предметного размещения.
- Независимость от физического размещения объекта.
- Независимость от платформы.
- Независимость от инструментария АИС.
Реализация разработки АСВ ГГК и МОГД на первом этапе может заключаться в определении ограниченной, но репрезентативной выборки субъектов системы, характеризующихся:
- различием в ведомственности, подчиненности, предметной деятельности, формах собственности и т.д.;
- высокой степенью конфликтности, как организационной, так и правовой, аппаратной и пр.;
- наличием внешних угроз.
Такая политика реализации АС противоположна традиционной, для которой характерна организационно-правовая непротиворечивость (близость) субъектов. Удачный в смысле представительности выбор во многом определит дальнейшую судьбу системы. Можно ожидать, что применение такой политики при создании АС ГГК и МОГД выявит проблемы, характерные для системы в целом.
Таким образом, рассматривая составляющие автоматизированной системы ведения ГГК и МОГД, наряду с аппаратно-программным комплексом и особенностями предметной области, первостепенного внимания требуют процессы взаимодействия конфликтующих и сотрудничающих субъектов.