Создание реперной системы Восточно-Сибирской железной дороги сопряжено с решением целого ряда производственно-технических задач, входящих в круг проблемы построения протяженно-вытянутых точных геодезических сетей.
В соответствии с действующими техническими требованиями (ТТ) МПС РФ («Специальная реперная система контроля состояния пути в профиле и плане», 26.03.1998г.) опорная геодезическая сеть реперной системы должна создаваться в результате сочетания спутниковых (GPS и ГЛОНАСС) и традиционных геодезических измерений (полигонометрия и точное геометрическое нивелирование).
Опорная геодезическая сеть реперной системы (ОГС РС) должна представлять собой трехранговое геодезическое построение. Сеть верхнего ранга ОГС РС, или каркасная сеть, должна иметь параметры и характеристики точности, подобные т.н. «спутниковой геодезической сети 1 кл.» (СГС-1) новой Государственной геодезической сети РФ. Сеть второго ранга, или сеть главных пунктов, внешне похожая на линейные формы триангуляции 2 и 3 классов, призвана служить основой для ходов светодальномерной полигонометрии 4 класса, образующих сеть третьего ранга, или сеть рядовых (промежуточных) пунктов.
Плановое положение пунктов рабочей сети реперной системы должно определяться с точек светодальномерной полигонометрии, соответствующей по точности требованиям полигонометрии 1-го разряда, опирающейся на пункты ОГС РС. Высотное положение пунктов рабочей сети должно определяться в результате нивелирования III класса точности.
Практическая реализация положений технических требований МПС для ВСЖД требует решения следующих задач:
- Разработка набора схем построения опорной сети, позволяющего осуществить близкий к оптимальному выбор приемлемой конструкции сети в зависимости от физико-географических условий (залесенность, сложный рельеф, узости и т.п.) отдельных участков железной дороги;
- Обеспечение контроля качества геодезических измерений и применение мер по ослаблению эффекта накопления ошибок в положении пунктов для протяженно-вытянутых построений;
- Установление связи реперной системы с ГГС и ГНС без искажений более точных геоспутниковых построений;
- Совместная математическая обработка геоспутнковых и традиционных измерений для целей контроля качества полевых работ и повышения эффективности постобработки измерений;
- Расширение использования геоспутниковых измерений при создании сетей главных и рядовых пунктов.
В представляемом докладе будет обозреваться опыт решения этих задач, приобретенный специалистами ПИИ «Иркутскжелдорпроект» и сотрудничающими организациями, при создании реперной сети, охватывающей около 650 км протяженности ВСЖД.