Залуцкий В.Т., Попов О.Ю., Изотов Д.В. О возможностях применения техники лазерного и спутникового позиционирования для создания реперной системы ВСЖД
Залуцкий В.Т., Попов О.Ю., Изотов Д.В., ПИИ «Иркутскжелдорпроект», г. Иркутск
Применение геодезических приемников сигналов космических навигационных систем GPS и ГЛОНАСС, часто называемых средствами спутникового позиционирования, при создании реперной системы в основном направлено на построение основы опорной геодезической сети. Это сильно сужает область возможного применения спутниковых средств и не позволяет в полной мере реализовать их потенциал.
В качестве средств «лазерного позиционирования», или «лазерных систем позиционирования» - ЛСП, обычно выступают современные лазерные измерительные системы типа лазерные рулетки с компенсаторами углов наклона, портативные лазерные дальномеры и дальномерные насадки, а также электронные тахеометры. Часто эти приборы могут работать с простейшими отражателями (катафотнные пленки и пластины, зеркальные сферы, минипризмы и т.п.) или без отражателей.
Основная идея интегрированной технологи геодезических работ, сочетающей средства спутникового и лазерного позиционирования, заключается в использовании антенн спутниковых приемников, установленных на быстро монтируемый штатив, в качестве пунктов, служащих основой для разнообразных геодезических засечек. Причем для осуществления засечек приборами ЛСП они могут устанавливаться на общее со спутниковой антенной основание (веха с «биподом», штатив со специальными приспособлениями, и т.п.), либо - на отдельном основании, на некотором удалении от спутниковых антенн, удобном для образования засечек. Отличительной особенностью работы спутниковых и ЛСП-систем является отсутствие требования долговременного закрепления на местности точек их установки. То есть эти средства оказываются задействованными в режиме «свободного стационирования».
Сочетание средств спутникового и лазерного позиционирования в работах по созданию реперной системы может иметь ряд важных преимуществ:
1. Отказ от построения трехранговой опорной геодезической сети и создание одноранговой конструкции, от пунктов которой возможно сразу создавать рабочую сеть;
2. Отказ от выполнения трудоемких работ по полигонометрии 4 класса и 1-го разрядов, необходимых в традиционной схеме для создания сетей главных и промежуточных пунктов;
3. Замена геометрического нивелирования на более оперативное и экономичное тригонометрическое нивелирование;
4. Повышение экономической эффективности работ за счет упрощения конструкции опорной сети реперной системы и ослабления требований к точности взаимного положения пунктов этой сети, уменьшение объемов строительства пунктов и закладки центров;
5. Унификация, гибкость и высокая степень автоматизации полевых геодезических работ за счет использования современных высокотехнологичных средств измерений;
6. Возможность применения интегрированной технологии в работах по мониторингу состояния, ремонту и выправке пути с возможностью автоматизации управлением выправочных машин.
Представляемая статья посвящена обсуждению особенностей и преимуществ применения интегрированной технологии в деле создания реперной системы ВСЖД.