Запрос ГИС-Ассоциации в Росавиакосмос, Минюст и Минэкономразвития России
Рассматриваемая область регулируется в основном двумя Федеральными законами: «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «О космической деятельности»
В законе «О космической деятельности» определены понятие космической деятельности (Ст. 2) и лицензирование космической деятельности (Ст. 9). Вместе с тем в Положении к понятию лицензирования добавлены пункты:
- использование (эксплуатация) космической техники, космических технологий и информации, получаемой с помощью космических средств;
- предоставление услуг, связанных с созданием, запуском и использованием (эксплуатацией) космической техники;
- прием, обработку и распространение информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли.
На каком основании это сделано? Такой подход противоречит и букве и духу Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и комментариям В.Путина и Г.Грефа в средствах массовой информации.
Рассматриваемое Положение в позиции «использования космической информации» вступает в противоречие с Положением о лицензировании картографической деятельности, под которой согласно ФЗ О геодезии и картографии ст.3, п.2 понимается, в частности:
- дистанционное зондирование Земли в целях обеспечения геодезической и картографической деятельности;
- геодинамические исследования на базе геодезических и космических измерений:
- cоздание и ведение федерального и региональных картографо-геодезических фондов; создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального назначения;
- выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по направлениям, указанным в настоящем пункте;
- организация серийного производства геодезической и картографической техники.
Все эти пункты могут быть связаны с обработкой, хранением и использованием ДДЗЗ.
Следует ли теперь для осуществления такой деятельности получать две лицензии (Роскартографии и Росавиакосмоса)?.
До сих пор единственным ограничением на обработку и распространение пространственной информации было ограничение, связанное с разрешающей способностью снимков. В силу этого, все снимки имеющие разрешение 4 метра и ниже могли обрабатываться и распространятся свободно всеми пользователями. С такой информацией, полученной со спутников Ресурс, Landsat, Spot и др. работало большинство проектных институтов, экологических служб, архитектур муниципальных образований.
Означает ли введение нового Положения в действие, что вместо сокращения числа субъектов осуществляющих экономическую деятельность и подлежащих лицензированию в области приема и использования ДДЗ, их количество будет увеличено в сотни раз?
В связи с неоднозначностью трактовок многих формулировок Положения просим разъяснить:
По пункту 2:
1) Идет ли речь о космических средствах РФ или под ними понимаются космические средства и иностранных государств?
2) Что понимается под фразой: «использование (эксплуатация) космической техники, космических технологий и информации, получаемой с помощью космических средств»? Включаются ли сюда станции приема ДДЗ, сама информация ДДЗ и получаемые сигналы со спутников GPS и ГЛОНАСС?
3) Включается ли в понятие «распространение информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли», информация с зарубежных КА?
По пункту 4а):
1) Будет ли необходимо утверждать техническое задание на создание космической техники и космической инфраструктуры для создания приемных станций ДДЗ и приемников спутникого определения координат? Если да, то где и как?
2) Что является конкретными критериями применения безопасных для окружающей природной среды и физических лиц космических технологий.?
3) Почему вопреки разъяснению Правительства в Положение включены требования, не относящиеся к профессиональной деятельности, и требующие лицензий и разрешений других органов (ФСБ, пожарная инспекция и т.д.)
По пункту 4в):
1) Что входит в понятие «исходные данные по космическим объектам», затрагивает ли оно элементы космической инфраструктуры, в т.ч. приемные устройства ДДЗ, GPS и ГЛОНАСС?
По пункту 4д):
1) Что понимается под термином «обработка» информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли? Входит ли в это понятие дешифрирование снимков?
2) Почему открытая информация дистанционного зондирования должна быть обязательно обеспечена средствами защиты от несанкционированного доступа?
3) Что конкретно включено в понятие технологического оборудования и технологических процессов, обеспечивающих прием, обработку и хранение информации
Кто и как в России будет проводить аттестацию технологического оборудования и технологических процессов, обеспечивающих прием, обработку и хранение информации? Какую аттестацию (профессиональную, а не ФСБ) нужно проводить для технологических процессов обработки и хранения данных ДЗЗ выполняемых на персональных компьютерах?
4) Что такое квалификационный аттестат и кем он выдается?
5) Какие объекты гражданских прав должны защищаться?
Кем и где конкретно будут выдаваться лицензии? Одинакова ли продолжительность и затратность этого процесса для жителя Москвы и, предположим, Владивостока? (конец письма ГИС-Ассоциации)