М.Ю. Александров, генеральный директор «Гео-Альянс»:
В России в настоящий момент сложилось полное понимание перспективности использования материалов радарной съемки со спутника TerraSAR-X в различных отраслях экономики
Значение использования радарных (SAR) данных в различных отраслях национальной экономики трудно переоценить. В таких странах, как Швеция, Норвегия, Канада, SAR-технологии применяются на протяжении многих лет для мониторинга нефтяных и газовых месторождений, ледовой обстановки, в интересах рыболовецкой отрасли, при оценке ущерба, нанесенного экологии, при оперативном реагировании на чрезвычайные ситуации. Экономический эффект от использования радарных данных достигает многих миллионов долларов. Поэтому SAR-технологии являются неотъемлемой частью технологического цикла в государственных и частных компаниях и интегрированы в производственные процессы.
На наш взгляд, в России наиболее перспективными являются следующие сферы применения данных TerraSAR-X: Мониторинг мест разведки и добычи углеводородов на шельфе. Анализ радиолокационного изображения (РЛИ) высокого разрешения (~3 м) со спутника TerraSAR-X, выполненный совместно специалистами компании «Гео-Альянс» и Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, позволил оценить преимущества космической радиолокационной съемки высокого разрешения для мониторинга мест морской разведки и добычи углеводородов. Полученный снимок TerraSar-X (режим съемки StripMap) охватывает место разведочного бурения в северной части Охотского моря.
Яркими белыми точками на РЛИ отобразились самоходная плавучая буровая установка (СПБУ) и вспомогательные суда. Изображение было получено при слабом северо-восточном ветре (скорость 3–4 м/с), в связи с чем в южной части исследуемой территории сформировалась обширная зона ветрового затишья.
К северо-востоку от СПБУ, где скорость ветра была несколько выше, прослеживаются полосы, сформированные пленками поверхностно-активных веществ биогенного происхождения в виде длинных линейчатых сликов, отслеживающих поле течений. Рядом видны многочисленные полосы и пятна, обусловленные аэрогидродинамическими процессами и явлениями в верхнем слое моря и приводной атмосфере, в частности: ветровые полосы, совпадающие с направлением приводного ветра, поверхностные проявления внутренних волн и полосы, отображающие неоднородности поля течений. Кроме того, светлыми полосами отмечаются зоны обтекания течениями («кильватерный» след) опор СПБУ и расположенного вблизи объекта.
Высокое разрешение РЛИ позволяет достаточно точно измерить геометрические параметры СПБУ и вспомогательных судов/установок, а также уверенно дешифрировать восемь плавучих объектов (буев или бонов), обозначающих район работ и расположенных на расстоянии примерно 2 км от СПБУ.
Наконец, в районе проведения разведочных работ пленочных загрязнений на поверхности моря не обнаружено, что может говорить о строгом соблюдении стандартов технической и экологической безопасности.
Аварийные разливы нефтепродуктов и экологические загрязнения поверхности. Ярким примером такой аварийной ситуации является катастрофа в Керченском проливе. Утром 11 ноября 2007 г. во время сильного шторма в Керченском проливе переломился и затонул танкер «Волгонефть-139», а танкер «Волгонефть-123» был поврежден. Затонули также три сухогруза с серой. В воду Керченского пролива попало около 1,5 тыс. т мазута и других нефтепродуктов, а также 6,8 тыс. т технической серы.
Для оценки негативного воздействия на окружающую среду и последствий этой катастрофы использовались различные методы, включая отбор проб и визуальные наблюдения, авиаразведку, численное моделирование течений и дрейфа пятна, космическую радиолокационную съемку со спутников RADARSAT-1, TerraSAR-X и ENVISAT.
В частности, 16 ноября 2007 г. была проведена уникальная съемка акватории Керченского пролива со спутника TerraSAR-X с разрешением 3 м в режиме StripMap. На радиолокационном изображении отчетливо видно пространственное распределение пятен мазута и нефтепродуктов в проливе по состоянию на утро 16 ноября, а также направление их дрейфа под действием преобладающих течений.
Совместная работа специалистов компании «Гео-Альянс» и Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН по получению данных и проведению анализа РЛИ со спутника TerraSAR-X позволила сделать ряд важных выводов, характеризующих разлив. Во-первых, определить формы существования мазута и нефтепродуктов на поверхности моря (в основном пленочные, несмотря на низкую температуру воды). Во-вторых, обнаружить пути переноса загрязненных мазутом вод, которые на момент съемки продолжали дрейфовать по направлению к Азовскому морю, скапливаясь в самой узкой части пролива. И, в-третьих, выявить участки акватории и побережья Керченского пролива, подверженные риску загрязнения нефтепродуктами.
Анализ пространственного распределения пленочных загрязнений на РЛИ TerraSAR-X показал, что большинство обнаруженных пятен образовалось в результате катастрофы танкера «Волгонефть-139». По скоплению пятен локализованы районы наибольшего загрязнения нефтепродуктами, получены оценки общей площади разлива (около 100 км2).
Сравнение результатов моделирования и радиолокационной съемки в целом показало хорошее соответствие.
Таким образом, радиолокационная съемка высокого разрешения в сочетании с сопутствующим моделированием в случае катастроф с танкерами на море позволяет получить исчерпывающую информацию о распределении нефтяных загрязнений в пространстве и выявить зоны риска.
В России в настоящий момент сложилось полное понимание перспективности использования материалов радарной съемки со спутника TerraSAR-X в различных отраслях экономики.
Однако в стране пока нет достаточного количества высококлассных специалистов и, как следствие, не хватает технологий и опыта применения SAR-данных в конкретных проектах. Решение именно этих задач и является приоритетным и стратегическим для компании «Гео-Альянс» как партнера Infoterra GmbH.