Принятое руководством страны решение о продлении срока введения в действие запрета на принятие решений об использовании земельных участков и выдачу разрешений на строительство при отсутствии документов территориального планирования до 2012 г. и последовавшее за этим поручение Президента РФ Д.А. Медведева (от 27 декабря 2009 г. № 3499) о разработке комплекса мер, обеспечивающих утверждение до 2012 г. предусмотренных Градостроительным кодексом РФ документов территориального планирования и градостроительного зонирования дали стимул к переосмыслению форм и методов достижения этой цели. Минрегион России, Союз архитекторов России, Национальная гильдия градостроителей, РААСН пытаются, используя момент, оформить свое видение существующих проблем и путей их решения в конкретные предложения для включения затем в соответствующий правительственный план действий. Что же реально препятствует разработке и утверждению документов территориального планирования?
1. Низкое качество и отсутствие системности в территориальном планировании. До сих пор законодательно не определены иерархия и последовательность действий органов власти в этой сфере. Разработанные схемы территориального планирования, генпланы, правила землепользования и застройки муниципального уровня без учета положений соответствующих документов федерального уровня и уровня субъектов РФ неизбежно будут подвергаться коррекции. При этом готовность схемы территориального развития страны и комплексность ее разработки до сих пор находятся под вопросом. Законодательно не закреплена последовательность действий, предусматривающая сначала разработку стратегий социально-экономического развития территорий с соответствующими плановыми показателями развития, а затем схем территориального планирования и планов реализации содержащихся в них градостроительных решений в виде обязательных позиций соответствующих бюджетов.
2. Отсутствие системы требований к качеству разрабатываемой градостроительной документации и какого-либо государственного или независимого профессионального контроля в условиях формальных требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (критерии выбора — меньшие сроки и меньшая стоимость) приводит к тому, что качество градостроительной документации муниципального уровня определяется только компетентностью заказчика, который, как правило, не очень обременен градостроительными знаниями.
В связи со сказанным, наш журнал планирует в 2010 г. максимальное внимание уделить обсуждению вопросов системности планирования социально-экономического и территориального развития. В предлагаемом номере блок обсуждения этих вопросов открывают статьи Т.Е. Парщиковой (Минрегион России), Е.С. Рожковой и М.В. Перова (Национальная гильдия градостроителей). Продолжает тему материал Д.В. Шинкевича (ИТП «Град», Омск), анализирующий предложения по совершенствованию Градостроительного кодекса РФ, в том числе и опубликованные на страницах нашего издания в 2008–2009 гг.
Входя в положение наших читателей из числа муниципальных заказчиков градостроительной документации и стараясь максимально помочь им получить качественно разработанные документы, мы публикуем подборку материалов, ориентирующих на правильное составление технического задания и определение сметной стоимости работ, продуктивное проведение конкурсных процедур по выбору исполнителей для разработки градостроительной документации. Этому посвящены статьи А.Н. Береговских и Л.В. Кесслер (ИТП «Град»), подготовленные по инициативе Национальной гильдии градостроителей. Думаем, будет весьма полезной и наша новая рубрика по представлению организаций, имеющих солидный опыт разработки градостроительной документации. Это представление планируется осуществить в течение первой половины 2010 г., ставя конечной целью провести анализ рынка разработки градостроительной документации в нашей стране.
Концептуальным вопросам развития информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и необходимости совершенствования нормативно-правовой базы их создания и функционирования посвящена статья А.М. Тарарина (МУ «Центр обеспечения градостроительной деятельности», Нижний Новгород).
Передовой опыт субъектов РФ в сфере территориального планирования освещен в материале А.П. Малышкина, начальника Управления градостроительной политики ГУС и ЖКХ Тюменской области.
Мы глубоко убеждены, что только активная обратная связь с читателем может сделать журнал действительно полезным. Мы ждем ваших статей с изложением опыта и проблемных вопросов. Сформировавшаяся аудитория журнала позволяет надеяться, что вместе мы в состоянии найти пути решения любых проблем и ответить на самые сложные вопросы.