Развитие единого геоинформационного пространства Москвы
Единое геоинформационное пространство является составной частью инфраструктуры пространственных данных Москвы, представляющей совокупность городских информационных ресурсов, технологий, систем, нормативных и правовых актов, необходимых для сбора, обработки, актуализации, хранения, распространения, обмена и использования пространственных данных и метаданных.
А.В. Антипов (ГУП «Мосгоргеотрест»)
Развитие города в целом, отдельных направлений городского хозяйства и практически всех городских информационных систем, которые уже созданы или еще создаются, невозможно без достоверных пространственных данных о занимаемой территории, находящихся на ней земельных участках, объектах недвижимости и иных объектах и явлениях.
Наличие такой информации особенно актуально для динамично развивающихся мегаполисов, в том числе Москвы. В последние годы в столице в соответствии с генеральным планом развития интенсивно ведется жилищное строительство, осуществляются реконструкция и капитальный ремонт жилого фонда, прокладываются и реконструируются транспортные магистрали и инженерные коммуникации, претворяются в жизнь мероприятия по комплексному благоустройству и т. д.
Реализация массового строительства, принятие и утверждение управленческих решений на территории города были бы невозможны без проведения комплексных инженерных изысканий, в том числе инженерно-геодезических, геологических и экологических, а также выполнения аэрофотосъемочных и картографических работ. Следует отметить, что пространственные данные, формируемые в ходе указанных действий, необходимы для успешной реализации всех этапов проектирования и строительства.
На территории Москвы значительный объем работ в области комплексных инженерных изысканий выполняет ГУП «Мосгоргеотрест», ведущий свою историю с 1944 г. и входящий в структуру комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы
Ниже рассказано об опыте предприятия по обеспечению пространственными данными органов исполнительной власти и городских организаций в рамках целевых городских программ.
Опорная геодезическая сеть Москвы
Для решения практически всех измерительных задач на территории города необходимо наличие единого координатного пространства, обладающего достаточной точностью.
В 2000 г. «Мосгоргеотрест», используя собственные источники финансирования, приступил к работам по инвентаризации опорной геодезической сети Москвы. В результате было выявлено, что почти треть пунктов, числящихся в картотеке, утеряны в связи с массовым строительством и отсутствием на тот момент установленного порядка сохранности пунктов. Состояние сети не лучшим образом сказывалось на качестве и скорости проведения топографических и геодезических работ, в том числе при изготовлении крупномасштабных инженерно-топографических планов для проектирования.
Предприятием была разработана целевая среднесрочная программа работ по совершенствованию опорной геодезической сети столицы, рассчитанная на 2004–2006 гг., которая и была утверждена постановлением Правительства Москвы от 2 марта 2004 г. № 115-ПП. В реализации программы также приняли участие специалисты МИИГАиК, ЦНИИГАиК и МАГП.
В настоящее время сеть полностью восстановлена и уравнена. Для ее поддержания и дальнейшего развития ежемесячно закладывается до 120 знаков. В городе приняты правила, по которым строители несут ответственность за уничтожение знаков. Единая опорная геодезическая сеть столицы обеспечивает необходимую точность проведения всех видов инженерных изысканий, топографо-геодезических, картографических, землеустроительных и кадастровых работ.
Выполненные работы создали основу для формирования высокоточного навигационного поля с использованием систем глобального спутникового позиционирования. В настоящее время проект реализуется ГУП «Мосгоргеотрест» в опытном режиме (рис. 1, 2).
Рис. 1. каркасная геодезическая сеть г. Москвы
Единая государственная картографическая основа Москвы
Многие городские организации создают и развивают свои информационные системы, которые, как правило, требуют наличия картографической основы. До 2001 г. выбор картографических материалов регламентировался целями и финансовыми возможностями владельцев ресурсов. В результате при попытках получить комплексную информацию из различных баз данных возникали разного рода неточности и ошибки.
Рис. 2. Закладка стенового репера ОГС г. Москвы
Правительством Москвы было приято решение о создании единой государственной картографической основы (ЕГКО) столицы и обязательности ее использования при формировании информационных систем в городских организациях (постановление Правительства Москвы от 19 января 1999 г. № 24). В 2001 г. ресурс, имеющий базовый масштаб 1:10 000, был введен в промышленную эксплуатацию.
В настоящее время в соответствии с распорядительными документами городской администрации единая государственная картографическая основа бесплатно поставляется в 52 организации, а цикл полного обновления цифрового картографического фона (ЦКФ) составляет четыре месяца.
Подземное пространство города насыщено различными коммуникациями. Особое значение для решения градостроительных задач имеют пространственные данные о положении магистральных инженерных сетей. В связи с этим в 2008 г. была начата работа по созданию выделенного ресурса по магистральным инженерным коммуникациям в составе ЕГКО. В настоящее время ресурс введен в эксплуатацию (рис. 3, 4).
Рис. 3. Фрагмент ЦКФ масштаба 1: 10 000 ЕГКО г. Москвы
Оперативное обновление картографических материалов было бы невозможно без использования данных аэро- и космической съемки. Поэтому Правительством Москвы было принято постановление от 21 марта 2000 г. № 198 «Об утверждении положения о порядке формирования и выполнения ежегодного городского заказа на аэрокосмическую съемку территории г. Москвы, обработки данных дистанционного зондирования и ведения банка данных дистанционного зондирования по территории г. Москвы», а в структуре ГУП «Мосгоргеотрест» образован центр дистанционного зондирования, на который была возложена координация работ в этом направлении.
В рамках принятой программы ежегодно проводится аэрофотосъемка городской территории для создания ортофотопланов масштаба 1:2000 (в том числе для обновления топографических планов соответствующего масштаба) и приобретаются материалы космической съемки для обновления ЦКФ ЕГКО и решения ряда профильных задач. Материалы на безвозмездной основе передаются в 20 городских организаций.
Стереофотограмметрическая обработка снимков позволяет получить информацию о высотах пространственных объектов и перейти к трехмерному моделированию городской территории (рис. 5–7).
Рис. 5. Данные дистанционного зондирования (космическая и аэрофотосъемка)
Рис. 6. Фрагмент цифровой модели местности с архитектурными доминантами
Рис. 7. Фрагмент текстурированной цифровой модели рельефа
Инженерно-геологическое картографирование территории Москвы
Оптимальное использование территории мегаполиса невозможно без освоения подземного пространства, которое подразумевает всестороннее изучение строения геологической среды и получение инженерно-геологической информации. Это обусловило появление распоряжения Правительства Москвы от 26 марта 2007 г. № 518-РП «О создании тематических геологических крупномасштабных карт территории города Москвы». Основным рабочим масштабом был выбран масштаб 1:10 000, а в качестве картографической основы использовалась ЕГКО Москвы.
Работы выполнялись ГУП «Мосгоргеотрест» совместно с Институтом геоэкологии РАН в течение трех лет и были закончены в начале 2010 г. В итоге составлены 12 комплектов инженерно-геологических карт (рис. 8).
Рис. 8. Фрагмент инженерно-геологической карты дочетвертичных отложений масштаба 1:10000
Программа работ по развитию единого геоинформационного пространства г. Москвы на 2010–2012 гг.
Учитывая изложенное, можно констатировать, что в Москве накоплены значительные ресурсы пространственной информации и сложилась благоприятная возможность для их объединения и формирования производных продуктов.
На основе одобренной Правительством РФ Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации постановлением Правительства Москвы от 30 июня 2009 г. № 619-ПП была принята Концепция среднесрочной городской целевой программы работ по развитию единого геоинформационного пространства города Москвы на 2010–2012 годы.
Концепция определила единое геоинформационное пространство столицы как сочетание массивов пространственных данных о территории города, представленных в двумерном и трехмерном видах, охватывающих наземное, подземное и надземное пространство, связанных между собой единой координатной основой, позволяющей отображать и обрабатывать пространственные объекты одновременно из разных массивов данных любых масштабов, включая массивы тематических данных различных пользователей.
Единое геоинформационное пространство является составной частью инфраструктуры пространственных данных Москвы, представляющей совокупность городских информационных ресурсов, технологий, систем, нормативных и правовых актов, необходимых для сбора, обработки, актуализации, хранения, распространения, обмена и использования пространственных данных и метаданных.
На основе указанной концепции постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. № 162-ПП была принята Среднесрочная городская целевая программа работ по развитию единого геоинформационного пространства города Москвы на 2010–2012 годы.
Основными задачами программы являются:
— геодезическое и картографическое обеспечение (оказание услуг на основе актуализированных информационных ресурсов ЕГКО Москвы);
— обеспечение территории города данными дистанционного зондирования;
— создание отраслевых картографических тематических информационных ресурсов на базе ЕГКО Москвы;
— обеспечение трехмерными пространственными материалами и данными;
— создание базовой региональной системы навигационно-геодезического обеспечения города на основе ГЛОНАСС/
GPS (СНГО Москвы);
— инженерно-геологическое обеспечение;
— нормативное, программное и техническое обеспечение;
— кадровое и научно-информационное обеспечение.
В результате реализации названной программы будут решены задачи обеспечения органов исполнительной власти, органов поддержания правопорядка и гражданской защиты, организаций столицы, а также ее жителей комплексными пространственными данными о территории города, включая подземное пространство, материалами дистанционного зондирования, инженерно-геологическими данными, отраслевыми пространственными ресурсами.
В заключение стоит отметить, что принятие подобной программы стало возможным благодаря постоянному вниманию со стороны исполнительной и законодательной власти столицы к вопросам обеспечения пространственными данными городских организаций. Практически 10-летняя работа по сбору, обработке и распространению пространственных данных, выполняемая в соответствии с нормативными документами правительства Москвы, дала возможность убедиться в несомненной эффективности их использования для решения управленческих и производственных задач на территории города.