Будущее государственных геодезических и межевых сетей в эпоху спутниковых технологий позиционирования: М.В. Филиппов, заместитель генерального директора ЗАО «ПРИН»
Роль федерального центра в реконструкции Государственной геодезической сети и создании сетей сгущения — упорядочить использование региональных систем координат и выделить регионам средства на создание постоянно действующих сетей референцных станций, обеспечивающих единое координатное пространство
Государственная геодезическая сеть (ГГС) в настоящее время находится в плачевном состоянии: массовая утрата геодезических знаков, разобщенность систем координат, существенные ограничения на точность определения координат центров в ПЗ–90.02, СК–95 и т. д.
Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что любая сеть постоянно действующих сетей референцных станций (ПДСРС) должна быть увязана с одной из систем координат, применяемых на территории РФ. Ни один объект, будь то завод или железная дорога, не может быть построен с использованием геоцентрических систем координат WGS–84 или ITRF05. Требуется знать уклонение отвесных линий — гравиметрия или нивелировка, нужны эталонные полигоны с фундаментальными реперами для контроля стабильности и переуравнивания тех же сетей референцных станций.
Отсюда вытекают следующие задачи федерального центра: поддержка оставшейся части ГГС; создание наземных эталонных спутниковых или традиционных полигонов с дальнейшим поддержанием их в актуальном состоянии; обеспечение регламентов мониторинга опасных сейсмических объектов с использованием сети ПДСРС; обеспечение регламентов метрологической поверки средств измерения, включая сети ПДСРС.
Если рассматривать тему развития регионов, то модернизация геодезической основы должна опираться на современные инновационные методы, например, на метод построения сети постоянно действующих референцных станций с поддержкой VRS RTK (реализация режима реального времени с использованием виртуальной референцной станции).
Если ставится задача модернизации ГГС в масштабах всего государства, то ее осуществление может опираться только на сети ПДСРС в регионах, которые должны быть неизбежно созданы. И на протяжении последних нескольких лет в стране стали появляться такие региональные построения. Более того, этот процесс уже не остановить. Но, к сожалению, не многие из них имеют легитимный статус (в частности, отсутствуют соответствующие сертификаты, а сети носят локальный тестовый характер). При этом сертификация проблемой не является: институт метрологии пока не упразднили, существует соответствующая процедура. Тем не менее, работа по созданию ПДСРС не упорядочена и государством никак не регулируется.
Администрации областей, введя в строй собственные ПДСРС, вряд ли захотят без серьезных оснований включиться в процесс модернизации ГГС да еще за свой счет.
Что касается причин сдерживания широкого использования спутниковых технологий для модернизации ГГС и совершенствования сетей сгущения, то в масштабах регионов к ним можно отнести отсутствие необходимых средств в местных бюджетах, а также недальновидность и недостаточную техническую грамотность административных специалистов в регионах. В масштабах страны основным сдерживающим фактором является отсутствие желания государства вкладывать деньги в решение региональных проблем. Государство отдает решение этого вопроса полностью на откуп местным властям. А по-хорошему, надо было бы и профинансировать целевым образом, и регламенты построения региональных сетей установить, указав, что, как и с чем уравнивать.
Роль федерального центра в реконструкции государственной геодезической сети и создании сетей сгущения — упорядочить использование региональных систем координат и выделить регионам средства на создание постоянно действующих сетей референцных станций, обеспечивающих единое координатное пространство. При необходимости локальные сети можно включать в госреестр (каталог), предварительно определив качество и надежность их работы, а также предложив владельцам сетей взаимовыгодные условия эксплуатации.
Роль субъектов РФ — создавать ПДСРС на основе средств собственных бюджетов при финансовой поддержке федерального центра.
Органы местного самоуправления должны обеспечить решение региональных задач (например, кадастровых), т. е. иметь средства измерения, работающие в едином с ПДСРС координатно-временном пространстве, и соответствующие технические службы, умело их использующие.
Бизнес может быть привлечен к финансированию построения сетей ПДСРС, если создается коммерческая компания-оператор сети, с последующим возвратом вложений за счет продажи информации, генерируемой сетью. Кроме того, бизнес может на конкурсной основе строить сети как подрядчик, эксплуатировать и поддерживать их в надлежащем состоянии, а также эффективно выполнять работы, связанные с решением региональных задач с применением этих сетей. Но все это, конечно, на коммерческой основе.