Публичные слушания как составная часть подготовки и утверждения градостроительной документации
Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно… Л.Н. Толстой
Н.В. Трубкин (ИТП «Град», Омск)
В Российской Федерации институт публичных слушаний как форма осуществления населением права на местное самоуправление закреплен в Конституции Российской Федерации (ст. 130), а также ряде федеральных законов, базовым из которых является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Последний устанавливает случаи, при которых обязательно должна проводиться процедура публичных слушаний. Среди них — обсуждение проектов планов и программ развития муниципального образования, проектов правил землепользования и застройки, планировки и межевания территорий. Обязательность публичных слушаний по указанным вопросам предусмотрена и в Градостроительном кодексе РФ (ст. 24, 28, 30–32, 46 и др.).
Что же представляют собой публичные слушания?
Несмотря на введение института публичных слушаний в правоприменительную практику, его легальное определение отсутствует. Системный анализ действующего законодательства позволяет дать следующую формулировку: публичные слушания — это форма прямого волеизъявления местного населения, выражающаяся в открытом непосредственном обсуждении «органами власти и гражданами проектов правовых актов и других общественно значимых проблем и вынесения по ним рекомендаций, обязательных для учета компетентными органами власти при принятии соответствующих решений» [1]. В разрезе настоящей статьи ключевым является слово «обсуждение», при этом своеобразным «застрельщиком» соответствующих действий выступают органы местного самоуправления или разработчики проектов муниципальных правовых актов, которые выносятся на публичные слушания. От того, насколько грамотно и профессионально они смогут представить проекты муниципальных правовых актов, насколько красноречиво смогут отразить их суть и назначение, будет зависеть успех (или провал) публичных слушаний.
Подготовка к выступлению эмиссаров органов местного самоуправления или разработчиков по вопросу рассмотрения проектов градостроительной документации (генеральный план, правила землепользования и застройки, проект планировки и межевания территории) должна начинаться задолго до непосредственного представления этих проектов местному населению. Доклад без предварительной подготовки, особенно человека, испытывающего определенные трудности при публичных выступлениях, может привести к провалу. Не стоит пренебрегать правилом, сформулированным М. Твеном: «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом».
Речь для публичных слушаний должна состоять из трех условных частей: вводной, описательной и заключительной. В качестве примера рассмотрим доклад по проекту правил землепользования и застройки (ПЗЗ) некоторого муниципального образования.
Вводная часть: следует дать определение ПЗЗ, объяснить их назначение, обосновать необходимость их принятия. Имеет смысл рассказать о ключевых институтах, связанных с ПЗЗ, — градостроительном зонировании, градостроительных регламентах, территориальных зонах и т. п. Однако не стоит забывать, что абсолютное большинство участников публичных слушаний — неподготовленная аудитория. Следовательно, все легальные определения, которые приводятся в докладе, необходимо изложить доступно, простыми словами, пояснить «на пальцах». Таким образом объединятся социально-политическое и социально-бытовое красноречие.
Описательная часть — базовая (основная). На этой стадии доклада раскрывается структура ПЗЗ: порядок применения и внесения изменений (общая часть правил), карта градостроительного зонирования, градостроительные регламенты. Излагая содержание общей части ПЗЗ, надо дать краткую характеристику каждой из глав, очертить регламентируемые ими области. Демонстрируя карту градостроительного зонирования, стоит рассказать о видах территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, которые она предусматривает. От карты градостроительного зонирования можно плавно перейти к градостроительным регламентам. Напомнив, что они собой представляют и для чего нужны, следует раскрыть их структуру на примере одной из территориальных зон — виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и т. д.
В заключительной части подводятся итоги выступления, формулируются выводы: значение ПЗЗ для муниципального образования в целом и каждого представителя местного населения в частности, возможности непосредственного применения и т. п.
Приведенная структура речи является лишь каркасом, который может наращиваться дополнительным содержанием. Но стоит помнить о времени. «Внимательно слушать и воспринимать ваши идеи публика может только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15–20 минут, потом внимание аудитории начинает слабеть). От вас ожидают коротких, четких, понятных, убедительных и доступных фраз. Следуйте чеховскому: «Краткость — сестра таланта». Учитывайте темпоритм вашей речи. Самая благоприятная скорость для восприятия — приблизительно 100 слов за минуту» [2].
Для успешного выступления желательно подготовить презентацию — демонстрация слайдов позволит участникам публичных слушаний наглядно представить ПЗЗ и лучше усвоить доносимую информацию. Наглядность есть показатель простоты и понятности.
Заранее стоит подумать о месте выступления и зрительном восприятии докладчика. «Выбирая место, учитывайте свой рост. Необходимо проверить, все ли смогут вас видеть. Если нужно говорить за трибуной, то при невысоком росте позаботьтесь о том, чтобы под трибуну поместили крепкую подставку. «Говорящая голова» выглядит комично и не сможет долго удерживать внимание зрителей. Необходимо следить, чтобы оратор был виден по грудь» [2]. Если в помещении, где проходят публичные слушания, отсутствует трибуна (рядовая ситуация для абсолютного большинства периферийных населенных пунктов) и говорить придется сидя, следует запомнить следующие правила: «нельзя забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленях, старайтесь сидеть на краю кресла, немного наклонившись вперед с отодвинутыми слегка назад ногами и прижатыми к полу пятками; необходимо сидеть прямо, свободно, излучая открытость и доброжелательность; смотреть людям в глаза, следить за их эмоциями, жестами и мимикой, всем своим видом демонстрировать заботу и понимание» [2].
Место докладчика лучше организовать в центре сцены. Многие психологи сходятся во мнении, что человек, произносящий публичную речь, находясь на краю подиума, обесценивает свой авторитет. Если помещение, в котором будут проходить публичные слушания, невелико (например, вмещает не более 75 человек), рекомендуется говорить, находясь на уровне слушателей. «Это окажет вам неоценимую услугу в создании более интимной и располагающей обстановки» [3].
Докладчику стоит подумать и о своем внешнем облике, ведь «встречают по одежке…» Вот, что предлагают некоторые специалисты по практической психологии: «Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. …Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины должны быть чисто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы, и убрать торчащие из бокового кармана карандаши и ручки. Женщинам рекомендуется, по крайней мере, оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика…» [3].
Итак, докладчик выглядит должным образом, речь и место для представления правил землепользования и застройки подготовлены, участники публичных слушаний находятся на своих местах, пора переходить к сути собрания.
Прежде чем начать, выступающему следует сделать небольшую паузу (3–5 с), которая позволит ему подготовиться психологически и сконцентрировать внимание аудитории. Затем нужно выбрать удобную стойку. Рекомендуется следующее: ноги на ширине плеч («…менее ширины плеч со стороны смотрится довольно изящно, но когда вы начнете говорить, неизбежно почувствуете некоторую неустойчивость — площадь опоры слишком мала. Если ноги шире плеч, это, конечно, устойчиво и удобно, но выглядит со стороны угрожающе и даже агрессивно — человек занимает больше пространства, чем ему необходимо» [2]), прямая осанка, грудь расправлена, толчковая нога немного выставлена вперед, на нее перенесена большая часть веса тела, руки находятся вдоль тела. Указанное положение рук «зрители воспринимают как отсутствие угрозы, уверенность в себе и своей правоте» [2]. Ни в коем случае руки не должны находиться в карманах — это является грубым нарушением делового этикета.
Начало речи может быть любым, но обязательно следует поздороваться, представиться и назвать тему своего выступления (даже если председательствующий публичных слушаний уже ее озвучил).
Указанная выше подготовка (пауза, позиция, начало речи) крайне важна. На этом этапе формируется первое впечатление аудитории о выступающем. «Психологами подсчитано, что первое впечатление формируется всего лишь за первые семь секунд появления человека перед людьми, а далее только закрепляется» [4].
Приняв участие более чем в 50 публичных слушаниях по различным проектам градостроительной документации, я пришел к выводу, что в первые минуты выступления необходимо найти зрительный контакт с наиболее заинтересованными людьми, которые, как правило, сидят в первых рядах и могут оказать психологическую поддержку. Однако выступающий не должен обделять вниманием и остальных участников публичных слушаний. «Любой слушатель должен почувствовать, что его увидели» [5].
Представляя проекты градостроительной документации, выступающий должен говорить уверенно и четко, варьируя тембр голоса. Ничто так не утомляет слушателей, как монотонная речь. «Все слова сливаются в однообразный поток, и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Монотонно бубнящие зануды быстро вызывают раздражение и усталость аудитории…» [6]. Следует помнить, что рассматриваемые документы (генеральные планы, правила землепользования и застройки, проекты планировки и межевания территории) для неискушенного слушателя очень сложны, и докладчику следует максимально облегчить задачу восприятия материала.
В процессе выступления не стоит забывать и о жестах, которые порой впечатляют слушателей куда больше, чем все то, что произносит докладчик. Жесты позволяют сконцентрировать внимание на важных аспектах. Не стоит применять «оборонительные» движения тела — скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. «Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит» [2]. Когда в процессе выступления возникает необходимость что-то подчеркнуть, рекомендуется податься телом навстречу аудитории. Все жесты должны смотреться естественно и органично. «Жесты человека, как его зубная щетка, должны быть сугубо личными» [7]. Не стоит жестикулировать на протяжении всей речи — не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом. И еще одно — не все жесты производят благоприятное впечатление (например, выступающий дергает себя за бороду, потирает кончик носа, вертит пуговицу, поправляет галстук, т. е. повторяет движения, не связанные со смыслом произносимого). «Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе» [8].
Также у выступающего не должно быть неподвижного, «замороженного» лица — это вызывает равнодушие и скуку у публики.
Завершая выступление, докладчику следует поблагодарить слушателей за оказанное внимание. После этого публичные слушания переходят в фазу диалога (вопрос — ответ). При общении не следует демонстрировать превосходство и надменность. Серьезно следует подходить к формулированию ответов, так как это дает возможность еще раз подчеркнуть основные положения речи докладчика. Ни в коем случае выступающий не должен показывать раздражения, враждебности или сарказма, даже если вопросы неприятны для него. Сочетание спокойствия, доброжелательности и легкого юмора — залог успешного выступления на публичных слушаниях.
В заключение хочется отметить, что представитель органа местного самоуправления или разработчика проектов градостроительной документации должен бороться за внимание участников публичных слушаний, культивировать желание понять и принять вносимые предложения (одобрить проект). Докладчику необходимо стать частью аудитории, чувствовать ее и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции.