Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№2_2010/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Стратегия развития г. Чебоксары с учетом развития Чебоксарской агломерации

А.В. Финогенов (Ленгипрогор, Санкт-Петербург)

А.В. Финогенов

1990-х годов процесс урбанизации в России характеризуется доминированием тенденции стягивания населения в крупнейшие города страны. Такой вектор развития привел к тому, что конкуренция между регионами РФ за кадры и капитал зачастую сводится к конкуренции между ее крупнейшими городскими центрами.

Ясно, что важнейшей особенностью развития системы урбанизированного и экономического каркаса страны является чрезмерная концентрация административных, финансовых, коммуникационных, логистических, социальных и т.д. функций в одном городском центре — Москве и ее агломерации. Остальные городские центры имеют на порядок более низкий уровень комплексного влияния на социально-экономические и миграционные процессы и экономически почти не различимы в международном масштабе.

Однако анализ десяти лет (1999–2008) экономического роста позволяет заключить, что, во-первых, Москва уже не в состоянии эффективно справляться с частью возложенных на нее функций, а во-вторых, необходимость качественно нового импульса экономического развития России предъявляет иные требования к каркасу базовых городских центров страны.

Государству необходимо ускоренное формирование 7–15 крупных городских центров социально-экономического развития, характеризующихся высокой долей инноваций в экономике, включенностью в мировые финансовые, информационные и технологические потоки, наличием возможностей для самореализации населения и т. д.

Многие крупнейшие города России имеют набор естественных факторов, благоприятствующих опережающему росту. Некоторые из них достаточно успешно пользуются ими. Но что делать региональным центрам с численностью населения, не превышающей 1,3–1,5 млн человек, к тому же не обладающим уникальным экономико-географическим положением.

Наш опыт показывает, что определяющее значение имеет четкий выбор и поддержка развития наиболее конкурентоспособных секторов городской специализации и синхронное развитие городских инфраструктур, обеспечивающих качество и безопасность проживания населения на территории» (от инженерии до городской среды).

Кроме того, крайне важно проведение единой политики по управлению развитием не только в масштабе города — регионального лидера, но и в масштабе его естественной зоны притяжения. Указанная зона у значительной части городов РФ с численностью населения более 300 тыс. человек имеет потенциал развития на принципах агломерирования.

Почему же так важно скоординированное развитие городов и их пригородных территорий? Ответ заключается в том, что зона влияния и функционирования крупных городских центров давно вышла за пределы официальной городской границы. Многие люди ежедневно ездят из пригорода в город на работу, за чертой города нередко расположены основные зоны рекреации, важные объекты инфраструктурного обеспечения.

Таким образом, речь идет о развитии сложных и многокомпонентных городских систем — агломераций. В последние годы управленческое и бизнес-сообщество ряда городов России осознали, что необходимо до определенной степени формализовать дальнейший их рост.

С нашей точки зрения, наиболее эффективным механизмом политики такого рода является разработка программных документов по развитию агломераций, которые будут носить как стратегический, так и территориальный характер. Это позволит сгладить комплексные социальные, природоохранные и инфраструктурные проблемы, которые неизбежно будут появляться по мере формирования агломераций, и создать условия для реализации единой политики социально-экономического развития. Этим путем уже пошли Иркутск (совместно с городами Ангарск и Шелехов), Красноярск, Ростов-на-Дону, Челябинск и городская система Чебоксары — Новочебоксарск (Республика Чувашия).

Институт «Ленгипрогор» является пионером в сфере разработки программных, комплексных экономико-градостроительных документов для агломераций России: первым документом такого рода в стране была концепция развития Иркутской агломерации (2006–2007 гг.). Для понимания сути и специфики проектов агломерационного развития в качестве примера рассмотрим другой документ разработанный институтом в 2008–2009 гг. — «Стратегию города Чебоксары до 2020 года с учетом развития Чебоксарской агломерации».

Частично специфика документа понятна из его названия: столица республики — г. Чебоксары — рассматривается неотрывно от территории своей естественной зоны притяжения и сотрудничества (Чебоксарской агломерации), куда входят г. Новочебоксарск и четыре муниципальных района с общей численностью населения более 700 тыс. человек.

Ввиду этого в стратегии с одинаковой степенью подробности анализировалась ситуация и формулировались перспективы развития в рамках непосредственно столичного города — муниципалитета и агломерационной системы, состоящей из шести муниципальных образований.

Через стратегию города решались также задачи общереспубликанского характера.

Важно отметить, как в проекте трактовалось понятие «агломерация». Мы старались подойти к ней с комплексных позиций, исходя из трех базовых рамок:
— территориальной (агломерация — компактная совокупность взаимодополняющих городских и сельских поселений, формирующихся вокруг одного или нескольких расселенчески или экономически крупных городов-ядер и объединенных многообразными и интенсивными связями);
— управленческой (агломерация — совокупность территорий, развивающихся в управляемом взаимодействии друг с другом, но сохраняющих при этом независимость — гармоничный и разумный уровень внутренней конкуренции);
— социально-экономической (агломерация — территория, на которой при разнообразных типах среды проживания формируются общее городское качество жизни и единая современная система социальной инфраструктуры, сферы услуг и мест приложения труда).

В рамках проекта было определено, что если территориальная агломерация на базе г. Чебоксары практически сформирована, то экономическая находится лишь в начале стадии активного формирования, а управленческая фактически не создана. Ввиду этого становятся понятны основные направления, по которым необходима интенсификация развития.

Важнейший момент — определение в стратегии базовых принципов разработки документа. В рассматриваемом проекте выбранные основания имеют ярко выраженный комплексный характер, учитывающий интересы не только города, но и агломерации в целом.

Например, миссия Чебоксарской агломерации заключается в формировании уникальной территории (не ограниченной городской чертой), которая сочетает возможности профессиональной и творческой реализации, характерные для крупных городов, и высококачественные условия жизни, присущие развитым малым и средним городам. Для этого необходимо, во-первых, создать в самой агломерации систему экономического, социального и территориального устройства, которая будет привлекательна для людей разного уровня образования и достатка, а во-вторых, эффективно встроить эту систему в межрегиональные, федеральные и мировые трудовые, финансовые и экономические потоки.

Рассмотрим три существенные особенности проекта. Первая связана с подходами к разработке: по сути, на базе проекта создана эффективная коммуникационная площадка для взаимодействия всех заинтересованных в развитии территории агломерации: региональной и муниципальной власти, бизнеса, экспертного сообщества, населения, коммунальных предприятий. Организационной основой работы было проведение значительного числа публичных мероприятий в различных форматах («круглый стол», организационно-деловая игра).

Вторая особенность — подход к определению основных этапов реализации проекта.

Так как комплексное развитие промышленности, сельского хозяйства, сектора услуг и городской среды потребует такого объема управленческих и финансовых ресурсов, которыми агломерация одномоментно располагать не будет (особенно учитывая условия экономического кризиса), в проекте стратегии вводится этапность выполнения мероприятий базового сценария.

На первом этапе выделяются приоритетные отрасли специализации агломерации, на которых концентрируются основные усилия: медицина, сельское хозяйство, электротехника, химия. Кроме того, сохраняется уникальная для РФ сельская система агломерации.

На втором этапе предусмотрено формирование кластеров в приоритетных отраслях деятельности; на базе сельской системы расселения активизируется развитие высокоэффективного сельского хозяйства.

На третьем этапе должна произойти инновационная трансформация экономики за счет использования разработок научной и вузовской системы на предприятиях города, начнется активная субурбанизация, т. е. люди станут отдавать приоритет пригородному образу жизни с сохранением городского качества проживания. Параллельно будет происходить развитие городской среды и трансформация системы образования.

Третья особенность связана со структурой проектных решений стратегии.

Выбрана следующая логическая схема развития территории: формируются восемь основных направлений развития, а также более широкий состав направлений, осуществляющих функцию «поддерживающих процессов». В рамках всех направлений развития разработана система мероприятий стратегии. Кроме того, определены ключевые проекты (более 50), сфокусированные на конкретную реализацию в ближайшие 2–5 лет». Важно отметить, что ряд проектов уже стартовали и, следовательно, есть уверенность в том, что проект «Стратегии Чебоксарской агломерации» не останется на бумаге.


См. также:
Каталог Организаций:
   - Ленгипрогор
Каталог Авторов:
   - Финогенов А.В.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Приволжский ФО / Чувашская республика
Тематич. разделы / Градоустройство
Тематич. разделы / Кадастр, инвентаризация
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №2_2010
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №2_2010
Цитирумость документа: 2
19:19:59 17.06 2010   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.019424915313721 sec, Question: 80