Взяв курс на публикацию в журнале материалов, имеющих прикладное значение, и идя навстречу нашим читателям из числа заказчиков градостроительной документации, по согласованию с Национальной гильдией градостроителей России редакция открывает новую рубрику: «Спрашивайте — отвечаем». Мы готовы ответить на вопросы по подготовке технических заданий для конкурсов по разработке градостроительной документации и создания ИСОГД, по специфике их проведения (формы конкурсных процедур, состав комиссий, оценка предложений, порядок определения победителей, требования к отчетным материалам и т. д.) и по иным интересующим читателей темам. Вопросы просим направлять электронной почтой на адрес редакции gisa@gubkin.ru или по факсу (499) 137-37-87. Задавая вопросы, можно высказать свои пожелания относительно авторов ответов из числа ведущих градоустроителей нашей страны.
В последнее время участились случаи включения в перечень условий торгов на разработку градостроительной документации требования о наличии у претендента свидетельств саморегулируемой организации о допуске к определенным видам работ по подготовке проектной документации и производству инженерных изысканий, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Насколько законны такие требования?
Ответ: Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ № 148) в Градостроительный кодекс РФ были внесены изменения, направленные на введение института саморегулирования в область инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (гл. 6.1).
Саморегулирование в обозначенных сферах градостроительной деятельности рассматривается как обязательное и заменяет собой государственное лицензирование, которое отменяется с 1 января 2010 г. (ст. 7 ФЗ № 148).
Одной из основных целей деятельности саморегулируемых организаций (СРО) указано предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия народов РФ вследствие низкого качества работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами СРО.
Перечень таких видов работ устанавливается Министерством регионального развития РФ. В настоящее время действует приказ Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. № 274, которым утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 утверждена новая редакция перечня, которая может быть введена в действие после регистрации в Минюсте России.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного СРО свидетельства о допуске к таким работам (ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ).
Градостроительное проектирование как действия по подготовке проектов документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории не было отнесено ФЗ № 148 к видам деятельности, в которых саморегулирование вводится в силу закона. Следовательно, виды работ, выполняемых в процессе градостроительного проектирования, не оказывают влияния на безопасность объектов капитального строительства и не способны причинить ущерб охраняемым законом благам и интересам. Соответственно, они не могут быть включены в перечень видов работ, утверждаемых Минрегионом России, и для них не требуется свидетельство о допуске, выдаваемое СРО.
Таким образом, включение в перечень условий для участия в торгах на разработку проектов документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории требования о наличии свидетельства о допуске, выдаваемого СРО, следует признать незаконным. Подобное требование допустимо только в случаях, когда наряду с созданием градостроительной документации предметом торгов выступают работы по подготовке проектной документации, производству инженерных изысканий и строительству. При этом подразумевается, что распространяться такие требования должны исключительно на виды работ, указанные в перечне Минрегиона России.
Складывающаяся ситуация побуждает градостроительных проектировщиков вступать в «строительные» СРО, что, с одной стороны, размывает статус профессии градостроителя, а с другой — позволяет организациям — членам таких СРО становиться участниками торгов на разработку градостроительной документации. В итоге страдает качество разработки градостроительной документации, нарушаются принципы конкурентной борьбы, происходит поглощение профессии градостроителя архитектурными и строительными профессиями.
Предъявление участникам торгов на подготовку градостроительной документации требования о наличии свидетельства о допуске, выдаваемого СРО, нарушает условия конкуренции на рынке градостроительного проектирования, не допуская к участию в торгах лиц и организации, не являющиеся членами СРО.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — ФЗ № 135) органам власти запрещено принимать акты и (или) совершать действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В частности, нельзя необоснованно препятствовать осуществлению деятельности, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или хозяйствующим субъектам. При проведении торгов запрещается создание одному или нескольким участникам торгов преимущественных условий (ч. 1 ст. 17 ФЗ № 135). Описанные нарушения должны влечь за собой признание соответствующих торгов недействительными и применение антимонопольными органами санкций к виновным должностным лицам (ст. 14.9, 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Для преодоления случаев нарушения норм градостроительного и антимонопольного законодательства в дополнение к административному и судебному обжалованию конкретных внеправовых действий представляется целесообразным издание Минрегионом России, как уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства, архитектуры и градостроительства, разъяснения о порядке применения положений Градостроительного кодекса РФ, регламентирующих деятельность СРО в области градостроительной деятельности.
Д.В.Шинкевич заместитель генерального директора по правовым вопросам ИТП «Град», Омск
Зачем нужен генплан поселения после завершения разработки схемы территориального планирования района?
Ответ: При подготовке документов территориального планирования часто приходится сталкиваться с непониманием главами администраций необходимости разработки генеральных планов поселений после завершения работ по схеме территориального планирования (СТП) района. Для прояснения ситуации мы решили сравнить области применения СТП муниципального района и генерального плана поселения с учетом полномочий глав поселений (таблица).
Анализ таблицы показывает, что для главы поселения именно генеральный план является инструментом управления вверенной ему территорией. Без такого документа муниципальная власть не имеет градостроительного обоснования для эффективной работы на рынке земли. А актуальность последней обосновывает тот факт, что большинство поселений РФ не имеет собственной крупной налогооблагаемой градообразующей экономической базы, что делает мероприятия по повышению капитализации территории основным инструментом пополнения муниципального бюджета и запуска инвестиционного процесса.
С.В. Ялова, директор ООО «Институт «Ленгипрогор» (Санкт-Петербург)
Какими лицензиями, допусками, сертификатами должна обладать организация — разработчик градостроительной документации?
Ответ: В настоящее время разработка градостроительной документации (схем территориального планирования Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных районов; генеральных планов и правил землепользования и застройки городских и сельских поселений, городских округов; проектов планировки территории) как вид деятельности, который сертифицируется или лицензируется в соответствии с нормами действующего законодательства, не выделяется.
Вместе с тем в состав работ, осуществляемых при создании градостроительной документации, входят и такие, которые требуют наличия лицензий и допусков саморегулируемых организаций.
В частности, разработка схем территориального планирования, генеральных планов, правил землепользования и застройки предполагает создание тематических карт, планов, а в некоторых случаях (при формировании границ муниципальных образований и населенных пунктов) и топографических планов. Соответствующие виды работ предусмотрены отдельными титулами лицензий на картографическую деятельность: составление, обновление, подготовка к изданию, копирование в графическом (электронном) и иных видах топографических планов, а также тематических карт, планов и атласов.
Распространенным заблуждение является включение в состав требований к разработчикам генеральных планов, правил землепользования и застройки обязательного представления лицензии на геодезическую деятельность, хотя указанные виды работ ведения такой деятельности не предусматривает, а выполняемые при необходимости инженерные изыскания должны быть подкреплены допуском на выполнение работ по проведению инженерно-геодезических изысканий. Такие допуски в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации организации-исполнителю выдает саморегулируемая организация в области инженерных изысканий. В то же время при разработке проектов планировки территории может быть необходимо членство исполнителя в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования (в частности, в связи с проектированием объектов инженерной или транспортной инфраструктуры).
Отдельный вопрос — получение проектной организацией лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Такая лицензия в большинстве случаев требуется при подготовке градостроительной документации уровня муниципального образования (в частности, генеральных планов). Полный перечень соответствующих видов работ содержится в приказе министра регионального развития от 25 ноября 2009 г. № 8с. Необходимо подчеркнуть, что подобной лицензией должна обладать и организация — заказчик документации, представляющая орган местного самоуправления.
А.К. Щукин, начальник группы правового сопровождения градостроительной документации ОАО «НИИП Градостроительства» (Санкт-Петербург)