Лидерство в публикуемых нами материалах традиционно принадлежит разработчикам градостроительной документации, которую в целях управления развитием территорий используют региональные и муниципальные органы архитектуры и градостроительства.
Этот номер мы посвящаем уникальному региону — Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре. Этот регион не только разработал и принял в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке все необходимые градостроительные документы регионального и муниципального уровня, а накопил солидный опыт применения этой документации. Специалисты открыто делятся с нами не только успехами, но и говорят о задачах, которые еще не решены, и решать их нужно объединенными усилиями градостроителей — управленцев, разработчиков документации и информационных систем, обеспечивающих управление развитием территорий эффективными механизмами.
Губернатор округа Н.В. Комарова во вступительной статье к большому региональному блоку подчеркнула стратегические цели региона, который задает ритм модернизации, определяет скорость инновационного роста России, выразила уверенность в том, что Югра — лучшее в России место для жизни и работы людей.
Первый заместитель губернатора А.М. Ким раскрыл целевые направления стратегического развития округа через комплексное планирование и широкое внедрение информационных технологий во все сферы управления и жизнедеятельности. Об этом свидетельствует утвержденная постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 19 октября 2010 г. № 265-п целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Информационное общество — Югра» на 2011–2013 годы. Цель программы — повышение качества жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества и совершенствование системы государственного и муниципального управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Главный архитектор ХМАО — Югры Б.Г. Вихорев обозначил роль чиновника, отвечающего за реализацию градостроительного законодательства на территории региона или муниципалитета.
О проблемах, связанных с государственным контролем над исполнением градостроительного законодательства в муниципальных образованиях, о качестве градостроительной документации и критериях его оценки, о множестве особенностей северных территорий, не учтенных федеральным законодательством, с искренней тревогой и желанием преодолеть существующие препятствия рассказала Е.В. Дарибабина — руководитель окружной службы государственного контроля над соблюдением органами местного самоуправления законодательства по градостроительной деятельности в ХМАО — Югре.
Главы городских округов и муниципальных районов округа, их заместители и главные архитекторы на страницах этого номера журнала рассказывают о своих достижениях в градостроительной деятельности, о разработке и реализации комплексных проектов управления развитием территорий и создании информационно-аналитических систем обеспечения градостроительной деятельности. Муниципальные руководители, отвечая на вопросы редакции, подтверждают многие предложения по реформированию федерального законодательства, в том числе Градостроительного и Земельного кодексов РФ. Нелицеприятные слова говорятся о Федеральном законе от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», приводятся примеры нанесенного ущерба. В высказываниях единодушно утверждается вредоносность закона, обязывающего заказчика делать выбор не в пользу квалифицированного исполнителя, репутация которого является гарантом качества проекта, а в пользу наименьшей стоимости работ.
Большинство специалистов высказалось за необходимость восстановления института экспертизы градостроительной документации, за разработку и утверждение инструктивных и методических документов, за принятие единой системы требований к представлению градостроительной документации в виде баз пространственных данных и установление межведомственных взаимодействий, в основном с Росреестром. Широкая дискуссия развернулась вокруг преемственности градостроительных решений и их иерархической последовательности, о роли и правовом статусе красных линий и территорий общего пользования, о территориальных зонах и их границах. Абсолютным большинством мнений отмечена необходимость создания в округе двухуровневой автоматизированной системы обеспечения градостроительной деятельности, а отдельные авторы настаивают на обязательности срочного создания трехуровневой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).
Кроме известных всем «болевых точек» выступающие с трибуны нашего журнала обозначили новые проблемы, высказали свежие идеи, реализация которых в виде поправок в Градостроительный кодекс РФ, несомненно, улучшит правовое регулирование управленческой деятельности в стране.
Мы уверены, что обратная связь сыграет положительную роль — подтолкнет разработчиков градостроительной документации к созданию новых правовых механизмов, новых инструментальных комплексов, обеспечивающих более совершенную систему управления территориями и недвижимостью. Опыт региона свидетельствует о правильности инфраструктурного подхода к разработке градостроительной документации, ориентированного на создание «живых» моделей пространственного развития территории муниципального образования и «настроенных» на оперативное и эффективное исполнение функций и предоставление услуг в сфере градостроительства в электронном виде.
Мы глубоко убеждены в том, что только открытая дискуссия всех заинтересованных участников градостроительных процессов, всестороннее обсуждение региональных и местных проблем и успехов способны дать позитивный толчок к совершенствованию законодательства, сдвинуть с места устаревший Градостроительный кодекс РФ, в необходимости совершенствования которого уже ни у кого нет сомнений. Очевиден факт, что мнения неоднозначны, даже в пределах одного региона, о чем свидетельствуют разные ответы муниципальных служащих одного уровня на одинаковые вопросы, которые мы задавали, чтобы понять, есть ли на этот счет единство взглядов.
Мы призываем другие регионы принять участие в дискуссии, поделиться опытом, опровергнуть или поддержать представленные суждения руководителей окружного и муниципального уровней Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, которых мы поздравляем с молодежным для территории юбилеем — 80-летием.