Высокий спрос на данные ДЗЗ из космоса обусловлен бурным развитием вычислительной техники и совершенствованием геоинформационных технологий. Космическая информация все чаще служит основным источником пространственных данных для многочисленных ГИС-проектов. С повышением разрешающей способности снимков, увеличением геометрической точности привязки и появлением составных ортомозаик данные ДЗЗ из космоса начинают играть инфраструктурную роль, замещая традиционные картографические материалы. Ярчайшие тому примеры — проекты Google Maps и «Яндекс.Карты».
Высокая востребованность продуктов космической съемки привела к тому, что соответствующий сегмент рынка все активнее осваивается компаниями с частным капиталом. Это характерно не только для США, где поддержка частного бизнеса и передача ему ряда функций по получению данных в интересах государственных органов стала национальной политикой, но и для таких стран, как Израиль, Франция, Индия. Стоит отметить эффективную схему взаимодействия государства и частного сектора, отработанную в США. Коммерческие спутники обеспечивают информацией государственные структуры на основе гарантированных контрактов. При этом часть ресурса (около 50%) компании-операторы используют для формирования космических изображений сверхвысокого разрешения, предназначенных для продажи на мировом рынке. Таким образом, американский налогоплательщик оплачивает только конечный продукт, т. е. сами снимки, в то время как российский — и разработку, и создание, и запуск, и эксплуатацию космических аппаратов.
Неэффективность принятых в нашей стране подходов ярко демонстрирует публикуемый в этом разделе обзор рынка космических данных ДЗЗ в России в 2009 г. с оценкой тенденций развития в 2004–2009 гг. Стоит обратить внимание, что коммерческие продажи отечественных данных составили в 2009 г. мизерную величину — всего 11 тыс. долл. при общем объеме продаж в 26 млн долл.
Мы не раз затрагивали эту тему и продолжаем считать, что совмещение в лице Роскосмоса производителя данных и органа нормативно-правового регулирования российского рынка космических данных ДЗЗ существенно сдерживает развитие последнего и снижает возможности использования потенциала российских разработчиков космических аппаратов дистанционного зондирования.