Российский рынок космических данных ДЗЗ. Результаты опроса поставщиков: В.В. Лавров, генеральный директор Геоинновационного агентства «Иннотер»
Если говорить о прогнозе на 2010 г., то предполагаю успешную продажу данных, полученных спутником GeoEye-1
Какие события на рынке данных космического зондирования Земли в 2009 г. вы могли бы выделить в качестве наиболее важных в мире и России?
2009 г. был небогат на глобальные события. Тем не менее, без событий, которые, несомненно, окажут влияние на рынок данных ДЗЗ из космоса в будущем, не обошлось.
Среди мировых событий я бы выделил начало коммерческих продаж данных со спутника GeoEye-1 в январе 2009 г. По своим характеристикам космические изображения, получаемые GeoEye-1, превосходят конкурентов. Несмотря на отсутствие накопленного архива, считаем объем продаж данных GeoEye-1 успешным, тем более для кризисного года. Еще одним заметным событием стало начало работы в октябре 2009 г. спутника WorldView-2. Прогнозируем эффективные продажи данных с этого спутника в 2010 г.
Приятно отметить, что и Россия в 2009 г. не осталась в стороне от новых запусков. Был выведен на орбиту и начал работу гидрометеорологический спутник «Метеор-3М» (разработка ФГУП «НПП «ВНИИЭМ»). Богатым на события, которые будут определять состояние отечественного дистанционного зондирования из космоса в будущем, оказался конец 2009 г. Так, НПП «ВНИИЭМ» выиграло тендер на создание эскизного проекта российских радиолокационных спутников «Аркон-2М» с радарами Х-диапазона метрового разрешения. В этой работе принимают участие и специалисты нашей компании.
В самом конце года была создана группа по отработке распоряжения Президента РФ о внесении предложений по созданию российской космической группировки картографического назначения. В группу входили представители ГИА «Иннотер».
Какие тенденции использования данных космического зондирования Земли в 2009 г. вы хотели бы отметить в качестве ключевых, каков в этом отношении ваш прогноз на 2010 г.?
Очевидной тенденцией 2009 г. считаю увеличение объема продаж космических снимков ALOS. Только нашей компанией поставлено столько изображений ALOS PRISM, что можно покрыть более 2 млн км2, а если учесть всех российских поставщиков, то охваченной окажется половина территории страны. Справедливости ради стоит отметить, что такая тенденция естественна для кризисного года. Ведь данные ALOS более чем в пять раз дешевле данных SPOT с аналогичным разрешением (2,5 м).
Если говорить о прогнозе на 2010 г., то предполагаю успешную продажу данных, полученных спутником GeoEye-1. С каждым днем пополняется архив данных, и теперь можно не только заказывать новую съемку, но и использовать накопленные материалы, что позволит снизить стоимость проектов. Востребованы будут данные WorldView-2, имеющие улучшенные характеристики. Надеюсь, что с появлением в группировке компании Digital Globe третьего спутника заказ новой съемки станет более гарантированным, с чем в прошлом нередко возникали проблемы.
Какие факторы сдерживают рост продаж данных космического зондирования Земли в РФ?
Основными сдерживающими факторами считаю следующее:
— отсутствие государственных решений в области ДЗЗ, основанных на успешном мировом опыте и учитывающих прошлые ошибки;
— отсутствие современной, внятной правовой и нормативной базы;
— набивший оскомину вопрос об избыточных режимных ограничениях;
— отсутствие достаточной российской группировки космических средств ДЗЗ;
— отсутствие системы частно-государственного партнерства в сфере ДЗЗ.
Каковы, на Ваш взгляд, причины, сдерживающие использование данных спутника «Ресурс-ДК» в стране?
Готовя ответ на этот вопрос, я просмотрел свои ответы на блиц-опрос ГИС-Ассоциации 2008 г. и готов процитировать сам себя: «Конечно, важность создания в России КА «Ресурс-ДК» нельзя отрицать — это существенный шаг вперед по сравнению с предыдущими космическими системами. Однако его баллистические параметры и технические характеристики съемочной аппаратуры имеют недостатки. Наземные программно-аппаратные средства обработки информации недостаточно развиты. Организация взаимодействия с потребителями не нацелена на удовлетворение потребностей коммерческого рынка…. Если продолжать работать с российскими данными ДЗЗ согласно Положению о планировании космических съемок, приеме, обработке и распространении данных дистанционного зондирования Земли высокого линейного разрешения на местности с космических аппаратов типа «Ресурс-ДК» (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июня 2005 г. № 370), то ни о какой конкуренции на мировом рынке не может быть и речи, сколько спутников и с какими характеристиками ни запусти».