Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Новости/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Finansmag.ru: в секторе систем мониторинга транспорта для госорганов царит дуополия

На сайте finansmag.ru размещена статья Н.Анищук "В секторе систем мониторинга транспорта для госорганов царит дуополия". Статья доступна по ссылке - http://www.finansmag.ru/articles/119217

Благодаря усилиям правительства спрос на системы мониторинга транспорта в 2010 году вырос в 40 раз. Несмотря на привлекательность сектора, в нем быстро сложилась дуополия.

Интересна не только динамика, но и объемы – есть что делить. Исполнительный директор РНТ И.Нечаев (владеет 10% акций РНТ) рассказал, что его компания выигрывает половину крупных госконтрактов. «Другую половину получает компания ЕНДС (“Единая национальная диспетчерская система”)», – отметил он. Если в 2009 году РНТ по госзаказу оборудовало всего 453 машины, то в прошлом уже 19 250 единиц автотранспорта. Таким образом, рынок крупных госконтрактов составил около 40 тыс. приборов. По расчетам инвестбанка «Открытие», один прибор стоил примерно 8850 рублей, то есть в 2010 году объем рынка навигационного оборудования, устанавливаемого на машины по крупным контрактам, равнялся 340 млн рублей. Но массовые заказы зачастую имели «сервисную» составляющую. Можно попытаться ее оценить. Основываясь на озвученных операционных результатах, планируемая выручка РНТ за 2010 год составит около 400 млн рублей, из них половина приходится на госзаказ. То есть общий денежный объем крупных государственных тендеров – 400 млн рублей. Вычитая оборудование, получаем стоимость сервиса – 60 млн руб­лей.

Тендеры на 20–30 устройств отследить сложно, но их тоже немало. По оценкам инвестбанка «Открытие», доля РНТ в госсекторе в 2010 году составила 26%. Другими словами, рынок среднего и малого госзаказа (до тысячи комплектов), где РНТ не присутствует, примерно равен крупному, то есть еще 400 млн рублей. В целом госзаказ в 2010 году можно оценить в миллиард руб­лей, и он будет активно расти еще 3–5 лет. Иван Нечаев ожидает уверенного роста сектора до 2020 года. «В 2011 году рынок вырастет до 4 млрд рублей преимущественно за счет больших проектов, крупнейшим из которых может стать создание Интеллектуальной транспортной системы Москвы», – говорит исполнительный директор компании «М2М телематика» А.Смятских. Некоторые смотрят на госзаказ более оптимистично. По мнению заместителя генерального директора компании Omnicomm С.Емельянова, в 2010 году объем госзаказа на российском рынке систем мониторинга транспорта составил около 1,5 млрд рублей, а в этом году вырастет до 5 млрд рублей.

На этом фоне динамика коммерческого сектора менее привлекательна. Для сравнения, те же РНТ в 2009 году поставили крупным корпоративным клиентам 23 732 комплекта оборудования, а в 2010-м – уже 20 426 комплектов, спрос стабилен. Хотя объемы его больше госзаказа. По оценкам Mobile Research Group, объем коммерческого рынка устройств навигации и телематики в 2010 году составит ,7 млрд.

Казалось бы, госзаказ на системы мониторинга транспорта превратился во вполне ощутимый лакомый пирог. Тем не менее, в конкурсах участвуют по 5–10 претендентов, но половину заказов выигрывают всего две компании. Редкостное единодушие чиновников выглядит странно, но имеет вполне логичное объяснение.

Отечественный госзаказ на системы мониторинга автотранспорта на базе ГЛОНАСС можно разбить на две группы: контракты на поставку до тысячи комплектов и более тысячи. Ведущие участники рынка, конечно, предпочитают крупные заказы. В России мало компаний, которые могут обслуживать тысячные контракты. Хотя обычно в масштабных тендерах участвуют 5–6 компаний, но похвастаться опытом проектов такого масштаба могут всего 2–3 участника рынка. По словам Нечаева, цикл производства одного комплекта составляет 3 месяца. Поставщик по крупному заказу должен суметь за несколько месяцев поставить 2–3 тыс. комплектов, значит, у него должны быть немалые производственные мощности. Кроме того, многие крупные клиенты не хотят создавать собственные диспетчерские центры, отдавая эту функцию на аутсорсинг поставщику. Масштабные центры – тоже прерогатива ведущих игроков. То есть имеются все предпосылки для узкоограниченного числа крупнейших участников рынка. Кроме РНТ, крупными участниками рынка спутникового мониторинга являются ГК «Навигатор» (владелец ЕНДС) и ГК «М2М телематика». Но, как уже сказано, выигрывают тендеры в основном двое.
По-видимому, дело в низкой рентабельности. «В госсегменте точно не получится снимать сливки», – смеется Иван Нечаев. По словам Емельянова, рентабельность государственных проектов в среднем на 10 п.п. ниже, чем коммерческих. «С одной стороны, в гостендерах низкая цена играет доминирующую роль. С другой – набор периферийных устройств, входящих в комплект при госзаказе, шире – здесь и «тревожная кнопка», и комплект голосовой связи с водителем. И на них мы зарабатываем чуть больше», – поясняет С.Емельянов. Его компания, по собственным оценкам, занимает 5–7% рынка госсистем транспортного мониторинга.

«М2М телематика» сделала ставку на высокорентабельную частную клиентуру. «Огромный потенциал имеет рынок крупных коммерческих заказчиков. В этом смысле 2010 год стал для нас годом пилотных проектов, мы оснастили 2% транспортных средств крупных российских компаний. Потенциальный объем заказов на ближайшие годы оценивается в 200 тыс. единиц техники, или 10 млрд руб­лей», – рассказал про приоритеты «М2М телематики» А.Смятских. При этом в течение 2010 года компания подписала более 40 государственных и муниципальных контрактов, госзаказ принес ей 30% выручки, и в 2011-м его доля в доходе не изменится. Компания просто поддерживает некий уровень присутствия, переложив существенную часть работ по исполнению госконтрактов на региональных партнеров, например установку оборудования, инсталляцию ПО, техническую поддержку. «В 2011 году эта тенденция сохранится», – говорит Смятских.

Все же коммерческий сектор пока «перетягивает одеяло» на себя. По прогнозам «Открытия», в 2011 году в крупном корпоративном секторе будет установлено 428 тыс. модулей. Прогноз в совокупности с высокой рентабельностью по EBITDA в 20–25% частных контрактов объясняет, почему этот сектор вызывает бурный интерес. Несмотря на высокую долю дочерней ЕНДС в секторе крупных госконтрактов, ГК «Навигатор» тоже тяготеет к коммерческому заказу. «Мы занимаем примерно треть российского рынка навигационно-телематических услуг, – оценивает положение группы президент «Навигатора» А.Семкин. – Доля госконтракта в выручке мала, основной доход обеспечивают крупные федеральные проекты в топливно-энергетическом комплексе и сельскохозяйственной отрасли». По его мнению, наиболее интересными для бизнеса должны быть «платежеспособные субъекты экономики, прозрачность отношений с которыми позволяет минимизировать в финансовом портфеле компании дебиторскую задолженность». На их фоне госпроекты нередко несут риск извлечения из оборота компании средств и их «замораживания» на неопределенный период. «Кроме того, это менее коррумпированная среда и потому более конкурентоспособная. Здесь на первый план выходят не договоренности и лоббирование интересов отдельных игроков рынка, а реальные преимущества решений», – аргументирует Семкин.

Небольшие узкоспециализированные представители рынка солидарны с лидерами. Госзаказ хорош в качестве гаранта некоего минимума доходов, поддержки имиджа. В прошлом году госзаказ принес компании Omnicomm 10% выручки. «Мы рассчитываем, что в 2011-м госконтракты принесут нам 20% дохода», – планирует Емельянов. При этом ближайшие 3–4 года, как раз в период максимального всплеска госзаказа на навигационный мониторинг, приоритетом останется частная клиентура. «Эти заказчики интересны нам как по объему выручки, так и по рентабельности», – говорит Емельянов.

Правительство заявило о проекте «Эра ГЛОНАСС», который подразумевает установку навигационного оборудования на весь частный автотранспорт. Цель – повышение контроля за транспортными средствами, безопасности движения, мониторинга аварийных ситуаций. Понятно, что опытным водителям, хорошо ориентирующимся на местности, такой агрегат вовсе не нужен. Но если забыть о многострадальном населении, то бизнесу поставщиков, конечно, это большое подспорье. По данным Росстата, на конец 2009 года в России было 39,1 млн транспортных средств, из них 8,1 млн – коммерческих. То есть население обеспечит 31 млн объектов для обязательного оснащения. Если минимальная стоимость навигационного устройства будет 4 тыс. рублей, то получаем новый рыночный сектор в 124 млрд рублей. В среднем в день мониторинг одного автомобиля обходится в 10 рублей (услугу предлагают многочисленные навигационные сервисные компании). То есть «обслуживание» принесет еще 113 млрд рублей в год. Есть за что побороться. Пока нет конкретных требований к оборудованию, и казнь автолюбителей откладывается.


См. также:
Каталог Организаций:
   - М2М телематика
   - ЗАО «ЕНДС»
   - Русские Навигационные Технологии (РНТ)
Каталог Оборудования:
   - ЭРА ГЛОНАСС
   - ГЛОНАСС

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия
Тематич. разделы / Hавигация, связь, транспорт
Оборудование
Аналитика и обзоры / Аналитика и обзоры российского рынка геоинформатики
Наши конференции / Подробно о: / 2011.05. Киров. XVIII Всероссийский форум «Рынок геоинформатики в России. Современное состояние и перспективы развития»
Новости
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: http://www.finansmag.ru/articles/119217
Цитирумость документа: 2
10:48:22 03.05 2011   

Версия для печати  
    Анонсы партнеров

    Наши предложения
  Новости Gisa.ru в Телеграм
  Реклама на сайте
  Зарегистрироваться и получать новости по e-mail
  Конференции ГИС-Ассоциации
  Журнал "Управление развитием территории"
  Контакты

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.020215034484863 sec, Question: 80