TelecomDaily: на грани полного исчезновения с рынка оказался один из старейших разработчиков ГИС – компания "Автоспутник"
На сайте TelecomDaily, опубликована статья И. Шатилина "Автоспутник" потерялся". В ней автор предлагает обзор рынка навигационных ГИС. Полностью материал доступен по ссылке.
На грани полного исчезновения с рынка оказался один из старейших разработчиков геоинформационных систем – компания "Автоспутник". Официально о прекращении своей деятельности она не сообщала, однако по неофициальным данным стало известно об увольнении команды разработчиков и службы поддержки. Сайт и представительства компании в социальных сетях заброшены, телефоны не отвечают. По сообщениям бывших сотрудников, в течение последних месяцев они работали на половинном окладе, по сути, на голом энтузиазме.
Доля рынка "Автоспутника" в последние годы неуклонно падала и в последних аналитических отчетах компанию стабильно относили в графу "Прочие" вместе с другими мелкими игроками. От предустановки этого ПО отказались практически все компании-партнеры – производители и поставщики навигационных устройств.
"Будучи образованной в 2006 году, компания стала заметным игроком на рынке уже к концу 2007 года, и где-то до середины 2009 года была достаточно популярна у потребителей, наряду с навигационными программами "Навител" и "Ситигид". В основе использовались карты компании TeleAtlas, а также некоторые другие картографические источники, менее популярные. В какой-то момент программа подключилась к сервису "Яндекс.Пробки".
С конца 2009 года у "Автоспутника" начались первые проблемы, в рознице стало появляться меньше устройств с предустановленным "Автоспутником", а компания, по словам представителей, занялась разработкой новой версии ПО – "АВТОСПУТНИК 5", на новом движке и с новыми картами (не TeleAtlas, а от "Геоцентр Консалтинг", которые качеством несравнимо ниже) и практически ушла из поля видимости. Это можно связать как с устаревшим функционально движком программы, так и в том числе с фактической недоступностью новых карт от TeleAtlas, которые почти ушли с рынка России, после того как были приобретены компанией TomTom.
В 2011 году компания представила потребителям свой продукт "АВТОСПУТНИК 5", будучи уже практически исчезнувшей с рынка (навигаторы с предустановленной системой не продаются, розничные продажи программы незаметны на рынке). К этому времени нишу "Автоспутника" начал занимать "Прогород", забрав "потерявшихся" пользователей навигационного продукта (тех, кто по каким-то причинам не использовал "Навител" и не живет в Питере, чтобы использовать "Ситигид").
В результате программа оказалась функционально неконкурентоспособной, и так и не получила должного развития, и предустановок на новые модели навигаторов. Карты от "Геоцентр Консалтинг" также по качеству оказались ниже любого другого конкурирующего продукта (от "Ситигида", "Прогорода" и "Навитела"). Сейчас мы видим окончательный уход некогда заметного игрока навигационного рынка России.
На 2011 год, по статистическим данным GFK, на рынке России доля "Навител" составляет 78,4%, "Ситигида" 13,2%, продуктов на базе карт от "Навиком" - 3%, NAVTEQ - 1.6%, TeleAtlas - 3%. Остальные - менее 1%. При этом от "Телеатласа" явно большую часть составляют продажи TomTom (остатков). "Автоспутник" в статистике просто не фигурирует.
"Из заметных и перспективных отечественных игроков на рынке России можно выделить "Навител" (практически монополист рынка России и СНГ), "Ситигид", а также "Прогород" и "Штурман", хотя последние два пока занимают очень маленькую нишу рынка", - говорит Роман Стиханов, эксперт навигационного рынка России.
"В России выиграивают те компании, которые имеют собственные карты. Если посмотреть на лидеров рынка – "Навител", "Ситигид" и "Прогород", то у каждого из них имеется собственная картографическая служба. Использование же данных от мировых поставщиков картосновы, таких как NAVTEQ и TeleAtlas, не позволяет российским компаниям качественно отличаться от продукции иностранных разработчиков ГИС (iGo, TomTom, Карты Nokia и т.п.). Если же пытаться из той же основы сделать свой продукт, то западные игроки выигрывают за счет уровня программной части, а наши – охватом и детализацией карт России", - говорит Евгений Пащенко, генеральный директор интернет-журнала "Карты и навигация".
"Общий тренд отрасли заключается в том, что благодаря развитию встроенного навигационного ПО на смартфонах самостоятельные приложения будут менее популярными. При этом, например, "Карты Nokia" бесплатны, причем по всему миру, в отличие от локальных игроков, которые предлагают карты только одного региона, причем за деньги", - говорит Татьяна Оберемова, менеджер по связям с общественностью Nokia в России.
"Основной причиной провала проекта, как нам кажется, является то, что разработчики все-таки не смогли предложить рынку современное техническое решение. Не смотря на ряд интересных функций, программа имеет недостаточный уровень инженерной разработки с точки зрения тех требований, которые на сегодня являются де-факто стандартом, и которые уже есть у конкурентов", - говорит Андрей Сабайдаш, генеральный директор ООО "МИТ" (торговая марка "Ситигид"). Среди ключевых требований к современным навигационным системам г-н Сабайдаш отмечает скорость и удобство работы с картой, мультиплатформенность, а также качественные коммуникационные и "пробочные" сервисы.