Проблемы нормативного регулирования градостроительной деятельности в современной России
Никонов Павел Николаевич,
директор бюро, «Межевание городских территорий»
ЗАО «Петербургский НИПИГрад»
В качестве первейшей задачи совершенствования регулирования градостроительной деятельности, необходимо обращение к первым лицам Государства с проблемой качества языка законодательных актов. Все попытки развития законодательства в части развития заложенных в них идей и насыщения новыми оказываются мало эффективными, прежде всего, из-за слога, которым написаны наши законы – они просто нечитабельны, и потому просто непонятны ни гражданам, ни градостроителям, ни юристам, ни служащим администраций, ни органам контроля за соблюдением технических и правовых норм, ни прокурорам, ни судьям, ни министерским работникам, ни самим законодателям, никому. В стране нет даже органа, к которому можно было бы обратиться за истинным толкованием того, что прописано в законе. Когда в конце 2009 года депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга обратились в Министерство Регионального развития РФ с вопросом о правильности применения правительством Санкт-Петербурга положений статьи 40 Градостроительного кодекса при принятии постановления Правительства СПб № 1079 от 22.09.2009 «О предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства» - на увеличение предельной разрешенной Правилами землепользования и застройки высоты строительства на земельном участке в устье реки Охты со 100-та метров до 400-сот, то получили ответ, подписанный и.о. директора Департамента регулирования градостроительной деятельности, содержательная часть которого начиналась словами: «Согласно Положению о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40 Минрегион России не наделен полномочиями по официальному толкованию норм федеральных законов». Это абсолютно типовая формула ответа на буквально каждую просьбу разъяснить, как какой-нибудь орган государственной власти официально понимает норму законодательства, которой сам же официально и пользуется, и, в том числе, выпускает законы и иные нормативные акты во исполнение этой нормы, осуществляет контроль за ее выполнением, карает тех, кто уклоняется от этого. Коль скоро так отвечает профильное министерство, то обращаться за ответом на такой вопрос, надо, видимо, еще выше.