В.А. Щитинский (Председатель Совета Национальной гильдии
градостроителей, Санкт-Петербург) М.Л. Петрович (Президент Национальной гильдии градостроителей,
Санкт-Петербург)
Щитинский В.А.
Петрович М.Л.
Как известно, в Омске в начале 2011 г. прошло отчетно-перевыборное собрание некоммерческого партнерства «Национальная гильдия градостроителей», на котором были подведены итоги работы Гильдии за прошедшие 3 года с момента ее образования, намечены основные направления деятельности на ближайшие годы, избраны новые руководители организации – об этом уже сообщалось в первом номере журнала за 2011 г.
Но за скупыми строчками информации кроются три очень непростых года, прожитых Гильдией в сложных для всех градостроителей условиях. И как организация, Гильдия за это время пережила периоды надежд, разочарований, противоречий и вступила в новый этап своего развития, с пониманием необходимости обновления своей деятельности, которое можно назвать модным словом «перезагрузка», полная решимости эту перезагрузку осуществить на деле.
Учитывая, что Национальная гильдия градостроителей призвана, прежде всего, выражать и защищать интересы профессионального градостроительного цеха, хочется более подробно рассказать этому цеху о проведенной Гильдией работе, о том, что планировалось, что получилось и не получилось, и почему. Ну и, конечно, о перезагрузке – почему она была намечена, в чем ее сущность.
Национальная гильдия градостроителей (НГГ) была создана в 2008 г. Необходимость создания такой организации была сформулирована в «Омской Декларации» – документе, принятом участниками конференции градостроительных организаций в Омске 1-го февраля 2008 г. Следует отметить, что этот документ имел большой резонанс в профессиональных кругах, так как впервые публично сформулировал ключевые проблемы градостроительной деятельности в России и предложил пути решения этих проблем, важнейшим из которых было предложение об объединении профессиональных градостроительных организаций страны на принципах саморегулирования.
За прошедший период Партнерством выполнялась работа, направленная на содействие его членам в осуществлении градостроительной деятельности:
- Налажена регулярная работа Совета Гильдии и информирование всех заинтересованных лиц о его деятельности.
- Организована работа офиса НГГ в Москве, осуществляющего комплекс услуг организациям – членам Гильдии.
- Предприняты шаги по созданию системы информации по профессиональной и предпринимательской деятельности в области градостроительства, информационной поддержке членов Партнерства через издание журналов и периодических публикаций. В частности, был выпущен сигнальный экземпляр журнала «Градоустройство», а затем, в целях экономии средств, достигнута договоренность о возможности объединения журналов «Управление развитием территории» и «Градоустройство». Разработан и действует официальный сайт Гильдии.
- В целях объединения усилий и эффективного использования профессионального и интеллектуального потенциала членов Партнерства были подготовлены «Стандарты и правила предпринимательской деятельности Национальной Гильдии Градостроителей»; подготовлено и направлено «Открытое письмо заказчикам градостроительной документации», «Обращение в адрес заказчиков градостроительной документации о порядке проведения торгов»; разработаны и приняты «Основные положения по сертификации градостроительной деятельности»; подготовлен «Справочник базовых цен и нормативных сроков разработки документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории»; подготовлен пакет изменений и дополнений в Градостроительный кодекс РФ и др.
- Гильдия выступила инициатором и активным участником ежегодного проведения Международной школы градостроителей, члены Совета Гильдии участвуют в комиссиях, общественных советах, созданных Минрегионом РФ, Союзом Архитекторов России и иными структурами, принимают участие в российских и региональных конференциях и семинарах с целью обсуждения и выработки нормативно-правовых инструментов и механизмов реализации градостроительной политики РФ.
Вместе с тем, анализируя эффективность работы Гильдии, необходимо отметить, что ее члены не получили от организации Партнерства каких-либо рыночных преимуществ по отношению к другим разработчикам градостроительной документации, в частности:
– НГГ не удалось позиционировать себя как организацию с более высокими требованиями и внутренними стандартами, чем другие субъекты рынка разработки градостроительной документации.
– Члены Гильдии не получили серьезной информационной поддержки по рынку разработки градостроительной документации (все виды градостроительных новостей, информация о конкурсах и их итогах, более регулярный внутри членов НГГ обмен информацией о своей текущей деятельности, участию в конкурсах, защите работ, публичных слушаниях, утверждению граддокументации, анализу рынка и др.).
– Не удалось скоординировать усилия членов НГГ по участию в конкурсах по разработке градостроительной документации.
– Не получилось организовать полноценную работу по разработке методик, правил, технологий, нормативно-правовых актов.
– Партнерство не реализовало заявленную в «Омской Декларации» цель – не приобрело статус саморегулируемой организации, в том числе по причинам:
1) до настоящего времени не преодолена разобщенность в профессиональном сообществе – в России существуют несколько объединений градостроителей, действующих автономно в этом направлении, в силу чего просто не хватает членов для создания саморегулируемой организации; не велось системной работы по привлечению новых членов,
2) не удалось законодательно закрепить обязательность членства в саморегулируемых организациях в сфере разработки градостроительной документации, хотя для этого было приложено много усилий.
– Не удалось наладить конструктивное взаимодействие с Министерством регионального развития РФ, Союзом Архитекторов России, Российской академией архитектуры и строительных наук, Советом главных архитекторов городов, Союзом российских городов, заказчиками градостроительных проектов, с другими «родственными» организациями и авторитетными профессионалами, что в значительной степени затрудняло эффективное выполнение Гильдией заявленных целей и задач.
Отмеченные недостатки привели к тому, что:
- Национальная Гильдия градостроителей воспринимается общественными объединениями скорее как конкурент, а не как партнер. Не было инициатив со стороны Гильдии по разработке единой позиции наиболее важных общественных объединений, не приглашались к обсуждению актуальных проблем ведущие профессионалы-градостроители, которые не состоят в НГГ;
- авторитет Национальной гильдии градостроителей в органах власти не достаточен для лоббирования ее предложений, которые нередко носят не согласованный с другими субъектами профессионального сообщества характер. Гильдия официально не вошла в Комитеты, Советы, рабочие группы по разработке законопроектов, ни одного законопроекта, из разработанных отдельными членами, НГГ не «продвинула»;
- в Гильдии не выработаны формы работы по профессиональной градостроительной тематике, что не позволяет повышать профессионализм членов НГГ и ее авторитет в профессиональной среде;
- существующий порядок финансирования работы Гильдии не отражает реальности сегодняшней ситуации, в силу чего партнерство испытывает постоянные трудности с финансированием.
В то же время, признавая важность проделанной работы и ценность достигнутых результатов, отмечая недостатки в работе, необходимо подчеркнуть, что изменения, произошедшие в стране за последние 2 года в сфере территориального планирования и градоустройства, требуют серьезного переосмысления направлений и форм деятельности Гильдии.
Отметим следующие изменения:
1. Страна выходит на посткризисный этап социально-экономического развития, на новом этапе для дальнейшего развития России требуется более тонкая настройка общественных механизмов, в том числе и в сфере пространственного планирования.
2. Близится к завершению первый этап разработки документов территориального планирования, зонирования и планировки, начавшийся в середине прошедшего десятилетия: почти во всех регионах разработаны схемы территориального планирования, более половины городских округов утвердили генеральные планы, правила землепользования и застройки, в массовом порядке ведется разработка проектов планировки и межевания, создание и эксплуатация информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в муниципальных образованиях поставлено на промышленную основу. Возникает вопрос о порядке корректировки документов, их дополнении и развитии.
3. В разработку документов территориального планирования и градоустройства включилось новое поколение заказчиков и проектировщиков. Интерес к этой деятельности проявили организации, не занимавшиеся ранее градостроительным проектированием. Все большую роль в территориальном планировании играют региональные и муниципальные органы власти и их первые лица, крупные финансовые и девелоперские компании. Все шире привлекаются иностранные планировщики и архитекторы. В обсуждение градостроительных проектов активно вовлекается население. Однако эффективному расширению числа участников градостроительной деятельности мешает правовой «вакуум» в понятийном и методическом аппарате, недоработанность механизмов финансирования деятельности по территориальному планированию, отдаленность результатов деятельности по планированию по времени;
Перечисленные изменения требуют переосмысления ранее принятых планов территориального развития. Процесс поиска новых сущностей и форм документов будет идти под воздействием новых условий конкурентной борьбы за идеи развития, трудовые и финансовые ресурсы. Города, решившие транспортные проблемы, трудности создания новой социальной инфраструктуры, проблемы функционирования жилищно-коммунального комплекса, будут выигрывать у городов, их не решивших. Потребуется уточнение стратегий развития городов, системы оценок уровня развития территорий, понимания ценности пространства в новой коммуникативной среде. Можно говорить о необходимости разработки градостроительной документации «второго поколения».
На наш взгляд, у документации «второго поколения» должны быть следующие особенности:
- ее существенно большая открытость и доступность, она должна войти в систему «электронного правительства», в разработку и уточнение документов будут вовлечены самые широкие слои участников градостроительной деятельности;
- территория и городское пространство будут представлены с помощью комплексных моделей, с использованием человеко-машинных методов принятия решений, позволяющих анализировать различные сценарии поведения участников градостроительной деятельности и получать быстрый отклик на различные градостроительные инициативы;
- в документации будут выделены стратегические ориентиры пространственного развития, позволяющие городам и территориям успешно конкурировать между собой в глобальной транспортно-коммуникационной сети в условиях высокой мобильности трудовых и финансовых ресурсов;
- задачи разработки документов будут включать не только размещение объектов капитального строительства, но и комплекс мер по формированию благоприятной среды жизнедеятельности, будут существенно расширены разделы, посвященные развитию социальной и транспортной инфраструктуры;
- будут найдены механизмы, эффективно связывающие стратегию развития с текущими задачами территориального развития, задачи землеустройства будут подчинены задачам создания благоприятной среды жизнедеятельности.
В этих условиях профессиональные организации градопланировщиков должны направить свои усилия на выработку сценариев развития профессии, позволяющих удовлетворить новые требования общества к документации по территориальному планированию и градоустройству.
Национальная гильдия градостроителей на новом этапе должна стать площадкой для поиска новых решений, должна быть концентратором идей, и помочь всем градопланировщикам – и опытным, и вновь вовлеченным – успешно ориентироваться в новых и традиционных терминах и моделях, новых и испытанных методиках планирования, передавать опыт планирования и проектирования.
На первое место в деятельности Гильдии выходят задачи расширения информационной системы, подготовки исследовательских материалов по современному состоянию и перспективам развития пространства городов и территорий, поиску образцов проектных решений для применения и развития, подготовки кадров.
В этой работе могут и должны участвовать не только организации, но и отдельные специалисты. Причем эти организации и специалисты могут и должны представлять и органы муниципального и государственного управления, муниципальные и государственные учреждения.
Привлечение индивидуальных членов в Гильдию позволит расширить круг участников и создаст предпосылки для вступления в международные союзы градопланировщиков.
Также важно сформулировать наше градостроительное кредо в виде общественно-политического документа, который можно было бы опубликовать в серьезных СМИ, представить на телевидении и т. п. По сути, речь идет о документе – своеобразном продолжении «Афинской Хартии» Корбюзье, развивающей к тому же нашу «Омскую декларацию». Пока предлагается условное название «Градостроительный Манифест России XXI века», также планируется развить сайт Гильдии до уровня информационного портала, обеспечить сбор и систематизацию лучших практик, проведение совместных мастер-классов, обучающих программ и школ.
При этом задача создания саморегулируемой организации ни в коей мере не отменяется, она переносится из числа первоочередных на более поздний срок – по мере созревания политической ситуации, укрепления профессионального сообщества, изменения отношения общества к градостроителям и т. д.
Таким образом, нет сомнения, что наша Гильдия стоит на пороге серьезных перемен, и ее перезагрузка – объективная необходимость.
Наиболее масштабным событием, организованным Гильдией после февральского собрания, явилась Международная научно-практическая конференция «Преобразование транспортно-коммуникационных пространств городов. Санкт-Петербург. Площадь Восстания», 26.06-02.07.2011 ( www.labgrad.ru ). Готовится Третья школа градостроителей, проведение которой намечено на 19-20 сентября в Москве.