Калинин А.С., Колобов Р.В.: Опыт ведения дежурного плана г. Хабаровска: использование технологий и программного обеспечения CREDO
А.С. Калинин («КРЕДО-ДИАЛОГ», Москва)
Р.В. Колобов (Представительство «КРЕДО-ДИАЛОГ» – Дальний Восток, Хабаровск)
Калинин А.С.
Колобов Р.В.
Дежурный план города является интерактивным картографическим документом, отображающим результаты градостроительной и другой деятельности на территории города, ход реализации генерального плана, проекта детальной планировки, программ и планов капитального строительства и реконструкции. Он обеспечивает органы местного самоуправления и государственной власти объективной информационной основой при осуществлении ими руководящих функций.
Дежурный план предоставляет оперативную информацию о территории города, поэтому поддержание его в актуальном состоянии является очень важной задачей. В статье не затрагиваются вопросы нормативного характера, а показываются практические шаги в подготовке и реализации перевода картографического фонда муниципального образования уровня города к ведению электронной карты Дежурного плана.
Автоматизированная технология ведения Дежурного плана города должна обеспечивать решение следующих задач:
1) регистрация требований,
2) выдача разрешений на проведение геодезических изысканий,
3) регистрация съемок (текущих изменений и исполнительных),
4) регистрация проектных работ,
5) контроль согласований,
6) выдача выкопировок из дежурного плана.
Изменения в Дежурный план города вносятся на основании:
материалов, сформированных по результатам инженерных изысканий (геодезических, геологических, гидрологических);
материалов исполнительных геодезических съемок объектов, законченных строительством, реконструкцией, капремонтом.
Кроме хранения пространственных и атрибутивных данных, лежащих в основе предоставляемой картографической информации, в системе должен вестись ряд реестров и справочников:
- реестр заказчиков (физических и юридических лиц).
- справочник организационных форм предприятий.
- реестр органов, выдающих согласования,
- реестр проектных организаций.
- реестр геодезических организаций и т. д.
Создание топографической основы для Дежурного плана города
Для создания и ведения Дежурного плана города (поселения) необходима топографическая основа, которая может быть создана программными средствами комплекса CREDO. Необходимо понимать, что для выполнения функций оперативного дежурства по различным сферам деятельности города требуются сведения административного характера, а для отражения техногенных изменений в пространстве города – геодезические данные. Например, расположение колодцев с гидрантами (для службы МЧС) – геодезические данные, а сведения о диаметре ствола, напоре, дополнительно установленном оборудовании, дате установки и лице, производившем установку данного оборудования – сведения административного характера. Необходимо отделять такие данные и, соответственно, определять программные средства, занимающиеся обработкой различного типа информации.
Для наполнения Дежурного плана города топографической (геодезической) информацией необходима и достаточна система CREDO ТОПОПЛАН.
Для наполнения Дежурного плана города административной информацией необходима геоинформационная система (ГИС), например MapInfo.
Для связи двух систем (рис.1) в предлагаемой технологии следует использовать программу CREDO КОНВЕРТЕР (создает файлы MIF/MID).
Рис.1. Связь двух систем в программе CREDO КОНВЕРТЕР
Поскольку базовой основой для ведения Дежурного плана остаются все-таки топографические данные (данные о пространстве города), за первооснову принимается необходимость и важность использования программных продуктов CREDO.
Опыт по созданию и ведению топографической основы Дежурного плана в г. Хабаровске
Решение о создании и переводе всей информации топографо-геодезического характера, аккумулирующейся в Департаменте архитектуры г. Хабаровска, было принято не сразу. Этому предшествовал большой этап предварительной работы: сбор информации о наличии программного обеспечения в организациях, анализ функциональности программ для обеспечения потребности и топографа, и специалиста-управленца.
I. Консультационно-подготовительный этап.
Инициатор – Управление архитектуры и градостроительства (департамент геолого-геодезической службы, или отдел ИСОГД), или организация, ответственная за хранение топографо-геодезической информации.
1. Консультации с основными изыскательскими организациями города по вопросам используемого программного обеспечения, объема и содержания, форматов получаемой/выдаваемой информации.
2. Принятие решения об используемых форматах передаваемой информации и видах программного обеспечения для реализации поставленных задач.
3. Анализ необходимого и достаточного количества информации (информативная наполненность Базы данных (БД), в том числе анализ перспективных направлений развития (использования) данных и резервирование под них ресурсов.
II. Административно-регламентный этап.
Выход на главного архитектора и мэра города с объяснением данной технологии как перспективы развития в городе единой основы для проектных и геоинформационных технологий, в том числе для ИСОГД.
1. Подготовка проекта нормативного акта, определяющего цель, принципы и порядок ведения дежурного плана.
2. Государственная экспертиза проекта нормативного акта контролирующими органами и прокуратурой.
3. Утверждение нормативного акта муниципальными органами или органами местного самоуправления. Например: Постановление мэра г. Хабаровска «О Цифровом плане г. Хабаровска».
4. Подготовка и издание подзаконного акта в виде «Инструкции» для организаций-исполнителей. Например: Рекомендации по составлению Топографического плана г. Хабаровска.
III. Технический этап подготовки основы дежурного плана.
1. Оснащение подразделения Администрации программным обеспечением для ведения дежурного плана и обучение специалистов.
2. Анализ и оценка объема хранимой информации и подготовка Базы данных для ведения Дежурного плана – согласование с органами госбезопасности объема единицы хранения информации (по площади поселения и месторасположению серверов хранения).
3. Создание «эталонной» БД: определение структуры слоев, изменение тематических объектов в соответствии с местными особенностями, определение достаточности и корректности семантических свойств. Отработка передачи/приемки эталонной базы и проектов, отработка приемов внесения изменений в Классификатор ТО, взаимодействие с изыскательскими организациями по вопросам внесения изменений в эталонную БД, разработки новых ТО по запросу.
4. Наполнение БД первичной информацией. На данном этапе это возможно тремя способами:
а) внести информацию с планшетов в виде растра и заменять ее по мере сдачи изыскательскими организациями городской территории.
Достоинства – бесплатно, не требует материальных вложений.
Недостатки – очень долгое формирование Дежурного плана, остаются «белые пятна» на тех территориях, где строительство не ведется, невыгодно или считается малоперспективным;
б) оцифровать планшеты (растры) в состоянии «как есть» на текущий момент и вносить изменения по мере поступления информации.
Достоинства – информация хранится в векторном виде, может быть легко выдана заинтересованной стороне.
Недостатки – требуются затраты для векторизации данной информации (выполнение оцифровки силами подрядной организации), до оперативного ведения дежурной информации требуется переходный период, когда принимаемые проекты будут складываться «в стол», «врезаться» в Дежурный план с некоторыми задержками по времени;
в) съемка города с самыми последними данными подрядной организацией с использованием аэрофотосъемки.
Достоинства – съемка будет отражать самые последние сведения.
Недостатки – невозможно сделать и обработать съемку за 1 день, поэтому всегда будут какие-либо изменения от момента съемки. Очень затратный метод, требующий привлечения большого количества специалистов. Невозможность определения объектов подземной съемки (коммуникации и т. п.).
Рекомендации – использовать второй способ.
5. Взаимодействие с изыскательскими и иными организациями по вопросу обработки и обмена данными, поступающими в дежурный план. Разработка подзаконных или поясняющих документов с проработкой вопросов и типичных ошибок пользователей на примере «Рекомендаций по составлению топографического плана г. Хабаровска».
IV. Этап наполнения и ведения дежурного плана.
1. Выдача информации для изыскательской организации – «исходная» обрабатываемая информация, замещаемая впоследствии в БД.
2. Обработка изыскательской организацией результатов съемки и приведение ее к необходимому формату данных для наполнения дежурного плана.
3. Сдача информации изыскательской организацией – определение правил проверки принимаемой информации для целей внутреннего контроля в организации с целью сокращения сроков проверки и сдачи передаваемой топографической информации.
4. Проверка подразделением Администрации, ответственным за ведение дежурного плана, правильности передаваемых сведений, топологии объектов (правильности стыковки между однотипными объектами, присоединения к другим объектам, прохождения через третьи объекты).
5. Врезка информации в общую Базу данных Дежурного плана, стыковка граничных элементов (ЛТО, ПТО), объединение их при однозначности трактования тематических объектов, работа с данными с третьей координатой (ЛТО), а также ведение базы во «временном разрезе» – хранение и отображение информации на запрашиваемую дату или период.
6. Передача необходимой информации Дежурного плана заинтересованным организациям в необходимых и разнообразных форматах.
Организация данных в г. Хабаровске и «подводные камни»
Вся территория города поделена на зоны, площадь которых не превышает 25 кв. км (исходя из условий обеспечения секретности); 1 зона = 1 база данных (рис. 2). Базы данных разнесены физически на два независимых сервера, находящиеся в разных местах. Серверное ПО – SQL Server 2008 R2.
Рис.2. Территория г. Хабаровска, разделенная на зоны, площадь которых не превышает 25 кв. км
На рабочих местах – сертифицированные ЭВМ с программно-аппаратным комплексом защиты (по ФСТЭК).
Внутри каждой Базы данных определены проекты, по площади, конфигурации и координатам совпадающие с планшетом М 1:5 000 с фактическим наполнением данных, соответствующим требованиям к планшетам М 1:500.
Управлением архитектуры для взаимодействия с изыскательскими организациями создана Эталонная база данных, Эталонный набор проектов, Эталонный проект.
Эталонная база данных содержит в себе классификатор тематических объектов (условные знаки). Общие требования – самостоятельно и произвольно условные знаки исполнителям создавать нельзя. Во всем городе условные знаки одни и те же у всех. Разработкой условных знаков занимается только Управление архитектуры.
Эталонный набор проектов содержит только пустой Эталонный проект. В Эталонном проекте определены слои, по которым необходимо распределять снимаемую информацию. Для правильного разнесения информации по слоям в качестве поясняющей информации разработаны «Рекомендации по составлению топографического плана». В этом же документе отражен процесс проверки при приемке изыскательских работ.