Горновости: Красноярск обновляет градостроительные документы
На сайте gornovosti.ru, опубликована статья Е.Палетиной "По какому плану жить будем?" В ней рассказывается о генплане Красноярска. Полностью материал доступен по ссылке.
Красноярск - город воистину удивительный. Ведь, согласитесь, в мире не так много миллионных мегаполисов, из центра которых можно запросто увидеть окраину. У краевого центра есть свой стиль, свой облик, свой темп и свои перспективы. Некоторые из них просматриваются очень чётко, другие уже находят своё воплощение, а иные пока существуют лишь на уровне пожеланий… И сегодня так важно соединить все планы и намерения воедино, прочертить чёткую линию развития города.
Народная мудрость гласит: каждый город имеет свой норов. Один несётся вперёд семимильными шагами, ежегодно возводя всё новые здания и дома, осваивая пустынные участки земли, а другой плетётся, еле переставляя ноги и теша себя надеждой когда-нибудь стать Нью-Васюками. Именно жители делают свой город, обустраивают его новыми скверами и парками, украшают фонтанами и скульптурами. И именно красноярцам решать, каким подойдёт краевой центр к середине первого столетия 21-го века.
Пожалуй, только слепой не заметит, как изменился Красноярск за последнее десятилетие. Если посчитать все возведённые квадраты жилья, административных зданий и торговых центров, построенных за эти годы, сложится довольно приличная цифра. Вспомните, в какое время были застроены пустыри Советского района, раскинувшиеся за взлётной полосой бывшего аэропорта? Давно ли появились новые микрорайоны в Октябрьском районе, а центральные улицы стали напоминать туристические маршруты северной столицы? Все эти глобальные изменения произошли за две последние пятилетки. Старт коренным преобразованиям краевого центра дал главный градостроительный документ города - Генеральный план застройки, который был принят в 2001 году.
— Фактически действующий генеральный план был выполнен в другой экономической формации, - замечает руководитель управления архитектуры администрации Красноярска Виктор Пирогов. - Но направление развитию города он дал правильное.
С начала века изменилась не только социальная структура общества, но и нормативные документы, появилась новая законодательная база, по которой сегодня живёт градостроительная отрасль.
Задача генплана - не только привести в соответствие внутреннее содержание города, но в перспективе задействовать и дополнительные территории для развития краевого центра.
Уже несколько раз вносились изменения в существующий генплан. И хотя срок действия главного градостроительного документа Красноярска истечёт только в 2020 году, жизнь требует разработки нового генерального плана, который отражал бы все существующие реалии и заглядывал в будущее краевого центра.
— В городе сейчас существуют площадки, на которых размещаются производственные предприятия. Они уже не функционируют или претерпели изменения, - поясняет Вадим Пирогов. - Появилась необходимость размещения на их месте жилых районов, которых в существующем генплане не было.
Существующий градостроительный документ учитывает даже те районы, которые до сих пор не развиваются. В нём обозначены транспортные развязки, которые уже появились на улицах города. И всё же, как говорят специалисты, многие площадки, которые сегодня приобрели облик жилых микрорайонов, в генплане отсутствуют. А застройка других идёт с опережением. Например, в существующем генеральном плане предусматривалось, что сначала будет застроен микрорайон Юго-Западный (за Базаихой в сторону Дивногорска), а лишь затем предполагалось осваивать Пашенный. Однако жизнь изменила планы: Юго-Западный даже ещё не начинал строиться, проектная документация на него будет составляться только в этом году, зато Пашенный активно осваивается, ежегодно здесь появляются новые микрорайоны с поэтическими названиями.
— Освоение Пашенного должно было начаться после 2020 года, - констатирует Вадим Пирогов. - Но потребность застраивать эти территории появилась уже сегодня. Пришлось вносить изменения в генплан.
Освоение той или иной территории города регламентирует главный градостроительный документ. А потому приходится все чаще урегулировать несовпадения жизни и Генерального плана города.
— Разработку нового генерального плана мы планируем начать в 2012 году, - рассказывает руководитель отдела генерального плана управления архитектуры администрации Красноярска Ольга Коваленко. - На эту работу отводится три года. То есть новый градостроительный документ вступит в действие в 2015 году и будет действовать до 2035 года.
Как говорят архитекторы, разработка Генерального плана - дело очень ответственное и хлопотное. Прежде чем его принять, требуется пройти многочисленные согласования с министерствами строительства и архитектуры края и Федерации, получить разрешение на планирование градостроительной деятельности в министерствах культуры различных уровней, что вполне объяснимо, так как Красноярск - город, в котором есть объекты культурного наследия. И ещё один немаловажный аспект: генеральный план краевого центра будет обсуждаться на публичных слушаньях с участием всех горожан.
— Рассмотрят наш градостроительный документ и муниципальные районы, примыкающие к краевому центру, - поясняет Ольга Коваленко. - Потому как наш документ может затронуть их интересы.
Архитекторы не скрывают: задача генплана - не только привести в соответствие внутреннее содержание города, но в перспективе задействовать и дополнительные территории для развития краевого центра. Ведь сегодня в Красноярске практически нет участков, на которых можно было бы вести новое строительство.
— Мы должны учитывать схему территориального планирования Красноярского края, - поясняет Ольга Коваленко. - Если между краевой схемой и городским генпланом появятся существенные расхождения (например, мы не впишемся в границы, указанные в схеме территориального планирования), придётся определять приоритеты: вносить изменения либо ущемлять свои жизненные интересы.
Всё станет ясно, когда начнёт производиться градостроительный анализ. Эта работа обязательно предшествует составлению генерального плана территории. Градостроительный анализ должен дать ответ на ключевые вопросы, касающиеся развития краевого центра. Подсчёт количества автомобилей на душу населения подскажет, в каком направлении стоит развивать в Красноярске дорожную инфраструктуру. А анализ производственных предприятий, разместившихся на территории краевого центра, обилия их выбросов расскажет, как использовать сопредельные с заводами территории - застраивать жильём или разбивать санитарно-защитную зону с озеленением. Это очень важные вопросы, потому что касаются комфортности проживания людей. И думать о том, где будут размещаться те или иные объекты или сколько предстоит заложить парков и скверов к 2030 году, стоит уже сегодня.
— Сегодня у нас обсуждаются в основном проблемы точечной застройки и транспорта, но они не исчезают, - считает депутат Законодательного собрания края Алексей Клешко. - Происходит это потому, что мы решаем вопрос, который встал перед нами вчера. А известный хоккеист Уильям Грецкин, отвечая на вопрос, почему он так гениально играет, ответил: «Я просто бегу не за шайбой, а туда, где она будет». Мне кажется, усилия городского сообщества должны быть направлены на то, чтобы угадать векторы - где будет Красноярск в 2030-м или в 2050-м годах и что нужно сделать, чтобы он там оказался. При этом делать всё, чтобы краевой центр стал комфортным, качественным и эффективным городом.
Как говорят специалисты, по новому генеральному плану Красноярск будет развиваться в намеченных ранее направлениях, потому что новых территорий для освоения уже не осталось. Предположительно начнёт застраиваться микрорайон Солонцы-2, решится вопрос с Плодово-ягодной станцией, проект планировки которой обсуждался в 2011 году. Возможно, появятся площадки для застройки за счёт выноса предприятий за черту города. Если будет перенесён комбайновый завод, начнётся воплощение в жизнь уже утвержденного проекта развития исторического центра. И, конечно, будет застраиваться Юго-Западный район и микрорайон Качинский, в котором планируется разместить общественно-деловой центр.
— Считаю, новому генплану следует уделить пристальное внимание транспортной инфраструктуре города, - говорит Вадим Пирогов. - Ещё не выполнено многое, что было заложено в существующий документ. Практически не строились двух- и трёхуровневые развязки, которые планировалось возвести в городе порядка 15. Необходимо провести и расширение дорог: мы должны определить, на каких улицах это произойдёт, в пределах каких красных линий мы будем действовать. Кроме того, необходимо просчитать на перспективу - какими должны быть основные магистрали Красноярска через 20-25 лет. Следует обратить внимание и на инженерную инфраструктуру, определить, нужны ли нам новые водозаборы и очистные сооружения. Это первоочередные, жизненно важные задачи.
Новый градостроительный документ покажет, насколько в краевом центре уплотнились или, наоборот, разуплотнились территории, какие тенденции наметились к развитию планировочных структур и насколько существующие проекты планировки впишутся в генплан.
Как говорят специалисты, разработка генплана разделена на три этапа. Уже в первом квартале этого года пройдёт конкурс на выбор исполнителя всех работ, а предположительно весной начнёт проводиться градостроительный анализ.