Миллер С.А.: Общественная профессиональная публичная экспертиза проекта создания 1-й очереди ФГИС ТП
Миллер С.А.
С.А. Миллер (МОО «ГИС-Ассоциация», Москва) В период с августа по ноябрь 2011 г. ГИС-Ассоциация по обращению ОАО «НИЦ «Строительство» провела общественную профессиональную публичную экспертизу проекта создания 1-й очереди Федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП). Для ГИС-Ассоциации это был еще один шаг к формированию цивилизованных механизмов общения профессионального сообщества с органами государственной власти. Шаг довольно серьезный и не имеющий в нашей стране аналогов: впервые профессиональное сообщество, абсолютно независимое от органа государственного управления и коммерческого исполнителя работ, провело оценку информационного проекта, важного для развития страны. При этом тема проекта давно была в поле зрения ГИС-Ассоциации, начиная от законодательных основ и заканчивая отдельными технологическими решениями.
Этапы экспертизы
Экспертиза носила солидный и обстоятельный характер и включала:
1. Подготовку предварительного заключения по итогам 1-го этапа работ руководителем комитета ГИС-Ассоциации по территориальному развитию и градоустройству А.Н. Береговских на основе представленных до 2 августа 2011 г. материалов.
2. Определение состава экспертной группы (3-4 августа).
3. Проведение в режиме интернет-дискуссии портала «gisa.ru» общественного профессионального обсуждения документации проекта (9-13 августа).
4. Проведение очного обсуждения проекта в форме однодневного семинара в составе исполнителей проекта и привлеченных экспертов ГИС-Ассоциации (11 августа).
5. Разработку замечаний и предложений по Проекту постановления Правительства РФ об утверждении Правил ведения ФГИС ТП.
6. Проведение тестирования системы по загрузке документов и обеспечению доступа к документам с использованием сервисов обмена данными (в период до 30 октября).
7. Подготовку в режиме интернет-дискуссии сводного заключения ГИС-Ассоциации и его передачу исполнителям работ до 6 ноября 2011 г.
Предварительное заключение
В предварительном заключении констатировано, что за короткий срок исполнителем проведена значительная по объему работа. Указав на целый ряд замечаний, заключение, в целом, отмечает, что работа выполнена в соответствии с техническим заданием и должна быть продолжена после ее всесторонней оценки и широкого общественного профессионального обсуждения среди высококвалифицированных специалистов разного профиля, в том числе в сферах: территориального планирования, нормативно-правового обеспечения градостроительной деятельности, управления развитием территорий на региональном и муниципальном уровнях, ведения информационных систем на региональном и муниципальном уровнях, разработки информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, разработки Инфраструктуры пространственных данных РФ.
Состав экспертной группы
Для проведения экспертизы был определен персональный состав экспертной группы и проведено распределение обязанностей между экспертами, исходя из четкого набора критериев:
- наличия значительного опыта работы и принадлежности к одной из названных профессиональных сфер деятельности;
- обязательности членства в ГИС-Ассоциации;
- наличия не менее 2-х статей в печатных изданиях ГИС-Ассоциации;
- участия не менее чем в 2-х конференциях ГИС-Ассоциации с докладами;
- участия в профильных интернет-дискуссиях портала «gisa.ru».
В результате была сформирована экспертная группа из ведущих специалистов страны по вышеуказанным профилям деятельности. Каждая из групп получила свою конкретную задачу (подробнее читайте по адресу: http://www.gisa.ru/77329.html ).
Очное обсуждение проекта
Практически все эксперты представили свои индивидуальные экспертные заключения по документации проекта (подробнее читайте по адресу: http://www.gisa.ru/fgis_tp.html). В целом, заключения носили довольно резкий характер и содержали целый ряд вопросов как к заказчику системы, так и к ее исполнителю. В связи с этим 11 августа 2011 г. было проведено очное обсуждение проекта в форме однодневного семинара в составе исполнителей проекта и привлеченных экспертов.
Очное обсуждение проекта создания 1-й очереди Федеральной государственной информационной системы территориального планирования 11 августа 2011 г.
В очном обсуждении кроме членов экспертной группы приняли участие: представитель заказчика работ (Д.В. Степанов, начальник отдела информационно-аналитического обеспечения стратегического развития Минрегиона России), представители исполнителя работ (ОАО «НИЦ «Строительство») и приглашенные лица (Роскосмос, Росреестр, специалисты ряда коммерческих предприятий).
По итогам обсуждения эксперты отметили:
- невозможность всесторонней оценки системы без предоставления прав ее прямого тестирования в Интернете или, на данном этапе, локальной сети исполнителя по согласованным с заказчиком методикам (А.В. Дударев, А.М. Тарарин, В.А. Збитнев, А.Е. Загоруйко);
- необходимость разработки ФГИС ТП как важнейшего элемента Инфраструктуры пространственных данных РФ, построенного при соблюдении всех ее основных принципов информационного, организационного, технологического и правового обеспечения с учетом всех ее компонентов, включая базовые пространственные данные в части наборов, которые образуют информационное обеспечение ФГИС ТП, стандартизацию пространственных данных, связанных с ними сервисов и пространственных метаданных, создание полнофункционального геопортала, системы управления метаданными (С.А. Миллер, А.В. Кошкарев, А.Н. Береговских, А.Е. Загоруйко);
- отсутствие Концепции ФГИС ТП и необходимость ее разработки как целостной распределенной федеральной (и не только государственной) информационной системы, предусматривающей распределенное хранение и предоставление в общий доступ описаний объектов градостроительного регулирования (утверждаемой части градостроительной документации) из юридически значимых источников без их дублирующего хранения. Разработка подобной Концепции должна осуществляться группой экспертов под управлением независимой организации не из числа потенциальных разработчиков системы с широким публичным обсуждением ее в профессиональной среде (А.Е. Загоруйко, А.М. Тарарин, С.А. Миллер, А.Н. Береговских);
- целесообразность расширения круга задач ФГИС ТП до автоматизации исполнения государственных функций и оказания государственных услуг в сфере градостроительства во взаимодействии с ИСОГД муниципальных образований и ИС в сфере градостроительства субъектов РФ (А.Е. Загоруйко);
- целесообразность расширения круга задач ФГИС ТП до информационного обеспечения задач развития территорий и управления недвижимостью как конечной цели (А.Н. Береговских);
- необходимость внесения поправок в гл. 7 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающих создание ИС обеспечения градостроительного развития на уровне субъектов РФ и четко определяющих функции и информационное наполнение ФГИС ТП, систем субъекта РФ и ИСОГД, исключающих дублирование информации (С.А. Миллер, В.И. Попов, С.Н. Николаев);
- необходимость придания ФГИС ТП, системам субъектов РФ и ИСОГД статуса официальных публикаторов, регистрационных учетных систем и поставщиков сведений об объектах градорегулирования утверждаемой части градостроительной документации территориального планирования (А.Е. Загоруйко, А.Н. Береговских);
- необходимость обеспечения перехода к единой открытой координатной системе отсчета с возможностью математического пересчета в режиме онлайн данных, полученных в любых местных системах (А.М. Тарарин, В.А. Збитнев, В.А. Кошкарев, С.Н. Николаев);
- необходимость скорейшей разработки единой системы требований к оформлению документации территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий, включая цифровую форму ее представления: классификаторы пространственных объектов, документов, системы справочников, правил цифрового описания пространственных объектов, структур СУБД, формирования метаданных и других аспектов, требующих стандартизации. То есть разработка серии стандартов на пространственные данные и производные от них документы (на основе международных стандартов с учетом существующих классификаторов), содержание метаданных (на основе стандартов ISO), процедур проектирования и ведения баз пространственных данных, веб-сервисов (на основе стандартов консорциума OGC, Inc.) (А.М. Тарарин, А.Н. Береговских, С.Н. Николаев, В.А. Кошкарев, С.А. Миллер);
- целесообразность приведения уже разработанной градостроительной документации к единой системе требований по мере внесения в нее изменений (А.М. Тарарин, А.Н. Береговских);
- целесообразность разработки полноценной ИТ-архитектуры системы (Е.Г. Мамышева, В.А. Збитнев);
- целесообразность разработки специального обменного формата ФГИС ТП, построенного на основе использования XML-кодов, подобных обменному формату Росреестра или стандарту географического языка разметки GML (ISO 19136:2007 Geographic information – Geography Markup Language (GML), что позволит исключить предусмотренную проектом ГИС-мультиядерность и резко повысит эффективность внешнего информационного взаимодействия с системой (А.М. Тарарин, Е.Г. Мамышева, О.Ф. Шварц);
- наряду с «мультиядерной моделью» как основой программного обеспечения ФГИС ТП, или взамен ее целесообразно разработать версию, основанную на свободном программном обеспечении, а именно на продуктах с открытым кодом (open source), в том числе для тиражирования программно-технических решений ФГИС ТП по регионам и органам местного самоуправления (В.А. Кошкарев, С.А. Миллер);
- необходимость использования в ФГИС ТП систем межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ, РСМЭВ) и электронного документооборота (МЭДО, СЭД) (А.Е. Загоруйко, Е.Г. Мамышева, О.Ф. Шварц);
- необходимость использования в качестве цифровой картографической основы всей линейки масштабов, используемых в управлении градостроительным развитием, включая легализацию в рамках ИСОГД дежурства по масштабу 1:500 (А.М. Тарарин);
- целесообразность на первом этапе (этапе создания централизованного хранилища ФГИС ТП) углубленной проработки проблем сопоставимости данных на базе опыта передовых субъектов РФ (Калужской и Тюменской областей), завершивших не только разработку градостроительной документации, но и приступивших к приведению этой документации к системе единых требований (В.И. Попов, А.Н. Береговских, С.А. Миллер);
- необходимость исключения из состава данных ФГИС ТП информации с грифами ограниченного использования (В.А. Збитнев);
- необходимость конкретизации содержания понятия «материалы инженерных изысканий» в информационных системах обеспечения градострои-тельной деятельности на всех уровнях (В.А. Збитнев);
- необходимость систематизации и обоснования платных и бесплатных услуг ФГИС ТП и ИСОГД (В.А. Збитнев);
- необходимость соблюдения четкости формулировок «владелец», «поставщик», «собственник», «правообладатель» информации в проектной документации ФГИС ТП (В.А. Збитнев);
- необходимость обеспечения на первом этапе (этапе создания централизованного хранилища ФГИС ТП) контроля версий не только единичных документов, но их пакетов (В.А. Збитнев);
- целесообразность выполнения (на конкурсной основе) региональных пилотных проектов в ряде субъектов РФ в рамках реализации 2-й очереди ФГИС ТП. Основными критериями при выборе кандидатов в «пилоты» следует считать наличие в регионе технологической платформы (ИС) и опыта в территориальном планировании, включая работу с цифровыми материалами. Дополнительным критерием можно считать факт успешной реализации пилотных проектов Инфраструктуры пространственных данных РФ. При анализе региональных ИС нужно ориентироваться на динамичность их развития (В.А. Кошкарев, С.А. Миллер).
Очное обсуждение проекта создания 1-й очереди Федеральной государственной информационной системы территориального планирования 11 августа 2011 г.
Подводя итоги обсуждения, С.А. Миллер предложил продолжить работу экспертной группы по анализу и разработке предложений к техническому заданию 2-й очереди ФГИС ТП и проекту Постановления Правительства РФ, которую целесообразно выполнить в ближайшее время. С.А. Миллер еще раз подчеркнул значимость независимой разработки целостной концепции информационного обеспечения градостроительной деятельности на всех уровнях управления, включающей элементы реинжиниринга системы управления пространственным развитием страны и оказания электронных государственных и муниципальных услуг в градостроительной сфере. Очевидно, что реализация подобного подхода потребует консолидации усилий и ресурсов не только федерального уровня (Минрегиона России), но и органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Только такой подход, с точки зрения президента ГИС-Ассоциации, позволит добиться реальных результатов и определить правильную последовательность, сроки и состав мероприятий по созданию подобной системы.
Оценивая результаты обсуждения, Д.В. Степанов, начальник отдела информационно-аналитического обеспечения стратегического развития Минрегиона России отметил, что его «искренне порадовал конструктивный характер обсуждений, рекомендаций и предварительных решений. Не со всеми замечаниями готов согласиться, но ряд оценок совершенно справедлив и также был отмечен Минрегионом России. Мы обязательно рассмотрим представленные рекомендации и вместе с обещанной концепцией учтем их в планировании развития системы стратегического и территориального планирования Российской Федерации».
После официального опубликования на сайте Минрегиона России проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил ведения федеральной государственной информационной системы территориального планирования» экспертная группа представила свои замечания и предложения по документу (опубликованы по адресу: http://www.gisa.ru/fgis_tp.html ).
Итоги обсуждения в Минрегионе России предложений экспертной группы
Итогом этого этапа экспертизы явилось прошедшее в Минрегионе России 26 сентября 2011 г. обсуждение предложений членов экспертной группы ГИС-Ассоциации по проекту Постановления Правительства РФ, в котором со стороны Минрегиона Росси приняли участие Е.С. Чугуевская (директор Департамента стратегического планирования и регионального развития) и Д.В. Степанов (начальник отдела информационно-аналитического обеспечения стратегического развития).
В ходе обсуждения были:
1) Определены и уточнены стратегические цели ФГИС ТП, включая работы 2-го этапа, исходя из предложений и замечаний экспертов, в частности:
- интеграция ИСОГД и ФГИС ТП, определение ее трехуровневой конструкции и необходимость получения Департаментом стратегического планирования и регионального развития функций нормативно-правового регулирования не только ФГИС ТП, но и ИСОГД;
- определение исчерпывающего перечня сведений об объектах «градостроительного происхождения», по которым ФГИС ТП будет являться единственным юридически значимым источником;
- включение ФГИС ТП в официальные источники сведений для оказания электронных услуг в сфере градостроительства;
- разработка и утверждение единой системы требований к цифровым материалам проектов градостроительной документации, предусматривающей сдачу материалов в виде объектно-ориентированной базы данных о пространственных объектах (с описанием в векторном виде), с возможностью изменений их характеристик с помощью распространенных инструментальных ГИС;
- разработка и утверждение детального регламента согласовательных процедур с использованием ФГИС ТП.
2) Достигнуты соглашения о недопустимости серьезных задержек с принятием Постановления для дальнейшего развертывания работ по созданию ФГИС ТП и об обязательной разработке следующей версии Постановления не позднее сентября 2012 г., учитывающей все рекомендации окончательного сводного заключения экспертизы (в связи с наличием мнений ряда экспертов о нецелесообразности внесения поправок в проект до завершения экспертизы).
3) Обсуждены предложения экспертов по правке текста проекта, исходя из них, уточнены и скорректированы некоторые позиции проекта Постановления Правительства РФ.
4) Обсуждены возможные формы определения оператора ФГИС ТП и его статуса, достигнуто согласие о его назначении Правительством РФ.
5) Достигнуты соглашения о предоставлении окончательного экспертного заключения только по завершении тестирования системы.
Тестирование системы как этап экспертизы
Наиболее трудоемким этапом экспертизы стало тестирование системы по загрузке документов и обеспечению доступа к документам с использованием сервисов обмена данными.
По согласованию сторон тестирование проводилось в формах: экспериментальной загрузки данных в базу данных ФГИС ТП в текстовых, растровых и векторных форматах с использованием подсистемы загрузки информации ФГИС ТП; обеспечения доступа к документам территориального планирования с использованием сервисов обмена данными.
Тестирование проводилось в соответствии с письмом Минрегиона России в субъекты РФ исх. № 23787-АВ/02 от 31 августа 2011 г. по порядку загрузки документов в базу данных ФГИС ТП.
Для проведения этого этапа со стороны Исполнителя:
- предоставлены пошаговые инструкции загрузки и обеспечения доступа в систему;
- обеспечена горячая линия поддержки в технологии телефонной связи и электронной почты с учетом перекрытия не менее 4 часов рабочего времени в пределах часовых поясов от Хабаровска до Санкт-Петербурга;
- предоставлены логины и пароли доступа к тестовой базе данных ФГИС ТП.
Со стороны экспертной группы ГИС-Ассоциации, согласно достигнутой договоренности, определены ответственные за размещение/обеспечение доступа к следующим материалам и разработаны инструкции:
- по загрузке проектов документов;
- по согласованию документов;
- по загрузке утвержденных документов;
- по обеспечению доступа к документам посредством WMS/WFS сервисов;
- по работе портала ФГИС ТП в Интернете и предоставлению информации.
Всем участникам тестирования удалось выполнить вышеуказанное задание по размещению/обеспечению доступа к градостроительной документации. В целом экспертами было отмечено более 50 конкретных замечаний и сделано более 30 значимых предложений (подробнее читайте по адресу: http://www.gisa.ru/fgis_tp.html ).
Практически все эксперты отметили, что система нуждается в доработке и учете сделанных замечаний и предложений. После чего, несмотря на то, что данный вариант взаимодействия неудобен, он может быть использован как справочный, и приемлем для муниципальных образований, не имеющих своих ИСОГД и проектно-планировочных организаций для определения источников исходных данных в части утвержденных и разработанных документов территориального планирования.
В существующем виде система малопригодна для массового ввода документов, а также в качестве ресурса, на котором будут публиковаться документы территориального планирования, из-за неудобства интерфейса, неоптимизированных технологий визуализации и низкой скорости работы. Ее эксплуатация в существующем виде приведет к множеству звонков в службу поддержки при первом вводе данных, либо молчаливому вводу «как получится», что, в свою очередь, грозит накоплением данных в плохо структурированном и немодерированном виде, использовать которые потом будет крайне сложно.
Основные предложения по итогам тестирования
1. Одна из главных задач – увеличение быстродействия системы. Здесь надо ориентироваться на скорость публичной кадастровой карты Росреестра. Можно рассмотреть вариант использования специализированного масштабируемого хостинга с масштабированием процессорных ресурсов, серверами выдачи и балансировкой входящей нагрузки с разнесением данных по нескольким центрам данных. Например: clodo.ru, amazon.com/ws.
2. Необходима нумерация типов документов и два вида представления текста: краткое для навигации и полное. Сейчас работать с классификатором документов затруднительно.
3. Необходимо отказаться от генерации окна карты для каждого подключаемого клиента программой «MapXtreme» в пользу специализированных приложений публикации карт в Интернете, использующих технологии мозаичного покрытия и кэширования мозаик на серверах выдачи.
4. Использовать HTML4/5 для интерфейса, чтобы избежать ошибок, допущенных программистами визуальных компонентов, и предоставить пользователям с плохим зрением возможность настраивать масштаб и колористику, путем механизмов интернет-браузеров.
5. В целом интерфейс в текущем состоянии непригоден для использования, так как он не ориентирован на все роли и сценарии работы. Перед перепроектированием интерфейса необходимо составить перечень ролей и задач, решаемых пользователями с данными ролями, и примерный сценарий – порядок последовательной обработки данных.
6. Необходимо ввести поддержку множества выполняемых действий с возможностью приостановки и продолжения формирования пакетов отправки. Например, размещаем генплан, обнаружено отсутствие одной схемы – отложили – начали размещать ПЗЗ – оставили на согласование – вернулись к генплану – доложили схему – представили своему руководителю на проверку перед отправкой – отправили. Документы должны быть размещены, проверены, согласованы к передаче и лишь затем заблокированы и направлены на рассмотрение. При этом в процессе рассмотрения надо оставлять возможность направляющей стороне работать с заблокированным содержанием (в режиме чтения) совместно с другими согласующими сторонами в телефонном или текстовом режиме.
7. Был сделан целый ряд предложений по совершенствованию интерфейса системы.
В основных выводах итогового заключения экспертизы отмечено:
1) Высокая актуальность и скорейшая необходимость создания ФГИС ТП как комплексной системы, решающей задачи поддержки принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности.
2) Учитывая высокую актуальность и скорейшую необходимость формирования ФГИС ТП, принимая во внимание крайне сжатые сроки создания 1-й очереди ФГИС ТП, экспертиза положительно оценила факт реализации проекта. Вместе с тем, исполнителю на последующих этапах, с точки зрения экспертов, предстоит переработать действующую версию ФГИС ТП, с учетом полученного опыта на первой стадии разработки и основываясь на рекомендациях экспертизы.
Проблемным остается ряд вопросов, связанных с невозможностью поиска конкретной схемы по запрашиваемой территории и виду документа, так как приведение информации к единому классификатору документов невозможно в силу действия норм об установлении состава и содержания документов территориального планирования на региональном уровне. Целесообразно расширить классификатор документов с учетом региональных особенностей, а также с традиционным составом утвержденных и действующих документов территориального планирования, разработанных в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ до внесения в него поправок 20 марта 2011 г. Кроме того, классификатор документов должен стать неотъемлемой частью Системы требований, включающей требования к структуре базы данных (БД), необходимые справочники, классификатор объектов градостроительного регулирования, правила цифрового описания пространственных данных, регламенты использования Системы требований и внесения в нее изменений. Классификатор объектов, разработанный в составе работ по 1-й очереди, содержит излишнюю информацию, не в полной мере отвечает задачам территориального планирования и требует серьезной переработки.
В перспективном плане структуры БД документов ФГИС ТП и многочисленных ИСОГД должны быть гармонизированы, способы этой гармонизации целесообразно детально проработать.
В силу уже названных недостатков градостроительного законодательства разработанные исполнителем интерфейсы загрузки данных не могут обеспечить структурированное хранение сведений обо всех типах объектов градорегулирования. Загруженные же данные (следует отметить большой объем этих данных) не согласованы между собой на границах административных единиц и не приведены к единой системе требований.
Выбранный вариант централизованного хранения информационных ресурсов, позволивший существенно ускорить создание системы, не дает возможности по объективным причинам обеспечить юридическую значимость и актуальность сведений. Такой подход может применяться как стартовый (временный), до введения обязательности создания информационных систем в регионах и утверждения единой системы требований, как к документам территориального планирования, так и к пространственным данным об объектах градостроительного регулирования.
Выбор специального программного обеспечения 1-й очереди ФГИС ТП, основанный на использовании MapXtreme и Microsoft Silverlight нельзя оценить как самый удачный, хотя он формально соответствует требованиям технического задания.
Рекомендации экспертизы
1) В области нормативно-правового и нормативно-технического регулирования:
– Подготовить и внести поправки в гл. 7 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающие создание ИС обеспечения градостроительного развития на уровне субъектов РФ и четко определяющие функции и информационное наполнение ФГИС ТП, систем субъекта РФ и ИСОГД. При этом должно быть исключено дублирование информации и каждая из систем должна быть определена как единственный источник юридически значимых сведений об объектах градорегулирования, содержащихся в утверждаемой части градостроительной документации территориального планирования.
– Внести поправки в Федеральный закон «О геодезии и картографии», обеспечивающие переход к единой открытой координатной системе отсчета с возможностью математического пересчета в режиме онлайн данных, полученных в любых местных системах координат.
– Постановлением Правительства РФ:
а) принять детальный регламент согласовательных процедур с использованием ФГИС ТП;
б) определить органы государственной и муниципальной власти, уполномоченные по размещению в системе стратегий и программ социально-экономического развития;
в) определить Оператора ФГИС ТП.
– Разработать и принять нормативными актами Минрегиона России единую систему требований к оформлению документации территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий, включая цифровую форму ее представления: классификаторы пространственных объектов градостроительного регулирования, документов, системы справочников (в том числе справочники зон с особыми условиями использования территорий, видов использования земельных участков, ОКС и т. д.), правил цифрового описания пространственных объектов, структур СУБД, формирования метаданных и других аспектов, требующих стандартизации.
– Разработать серию национальных стандартов на пространственные данные и производные от них документы (на основе международных стандартов с учетом существующих классификаторов), содержание метаданных (на основе стандартов ИСО), процедур проектирования и ведения баз пространственных данных, веб-сервисов (на основе стандартов консорциума OGC, Inc.).
– Внести поправки в Положение о Департаменте стратегического планирования и регионального развития, включив в его функции нормативно-правовое регулирование не только ФГИС ТП, но и ИСОГД, то есть нормативно-правовое регулирование информационного обеспечения градостроительной деятельности в целом, а также методическое обеспечение деятельности по созданию информационных систем на региональном и муниципальном уровнях.
2) В области технологического обеспечения:
– Переработать режим размещения документов с целью обеспечения максимального удобства и контроля качества данных, для чего составить перечень ролей и задач, решаемых пользователями с данными ролями, и примерный сценарий – порядок последовательной обработки данных.
– Разработать специальный обменный формат ФГИС ТП, построенный на основе использования XML-кодов, подобных обменному формату Росреестра или стандарту географического языка разметки GML (ISO 19136:2007 Geographic information – Geography Markup Language), что позволит резко повысить эффективность внешнего информационного взаимодействия на основе веб-сервисов.
– Отказаться от технологии генерации окна карты для каждого подключаемого клиента программой «MapXtreme» в пользу специализированных приложений публикации карт в Интернете, использующих технологии мозаичного покрытия и кэширования мозаик на серверах выдачи. Наряду с «мультиядерной моделью» как основой программного обеспечения ФГИС ТП (а лучше взамен ее) целесообразно разработать версию, основанную на свободном программном обеспечении, а именно на продуктах с открытым кодом (open source), в том числе для тиражирования программно-технических решений ФГИС ТП по регионам и органам местного самоуправления.
– Отказаться от использования Microsoft Silverlight в пользу HTML5 для создания интерфейса системы.
– Использовать специализированный масштабируемый хостинг с масштабированием процессорных ресурсов, серверами выдачи и балансировкой входящей нагрузки с разнесением данных по нескольким дата-центрам, в том числе соответствующим информационным системам обеспечения градостроительной деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления.
В целом для развития проекта необходимо разработать Концепцию ФГИС ТП как целостной распределенной федеральной (и не только государственной) информационной системы, предусматривающей распределенное хранение и предоставление в общий доступ описаний объектов градорегулирования (утверждаемой части градостроительной документации) из юридически значимых источников без их дублирующего хранения. При этом должен быть максимально учтен опыт ведущих регионов РФ, имеющих в эксплуатации информационные системы для градостроительства.
Концепция должна рассматривать ФГИС ТП как важнейший элемент Инфраструктуры пространственных данных РФ, построенный на соблюдении ее основных принципов информационного, организационного, технологического и правового обеспечения с учетом всех ее компонентов, включая базовые пространственные данные в части наборов, которые образуют информационное обеспечение ФГИС ТП, стандартизацию пространственных данных, связанных с ними сервисов и пространственных метаданных, создание полнофункционального геопортала и системы управления метаданными.
В Концепции целесообразно расширить круг задач ФГИС ТП до автоматизации исполнения государственных функций и оказания государственных услуг в сфере градостроительства во взаимодействии с ИСОГД муниципальных образований и информационными системами в сфере градостроительства субъектов РФ с использованием систем межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ, РСМЭВ) и электронного документооборота (МЭДО, СЭД).
Разработка подобной Концепции должна осуществляться группой экспертов под управлением независимой организации не из числа потенциальных разработчиков системы с широким публичным обсуждением ее в профессиональной среде.
Полный текст заключения и особые мнения опубликованы на портале «gisa.ru» ( http://www.gisa.ru/80898.html ) .
На заседании Общественного совета Минрегиона России часть концептуальных предложений экспертизы была поддержана Министром регионального развития и включена в итоговое решение совета.