Плешков В.Г., директор Госгисцентра о единой инфраструктуре пространственных данных
Мнение директора Госгисцентра, В.Г. Плешкова о единой инфраструктуре пространственных данных публикуется в рамках дискуссии "Единая инфраструктура пространственных данных в России" (см. http://www.gisa.ru/infrastructure.html )
Перед ответом на вопросы считаем необходимым привести наше понимание некоторых определений, касающихся темы дискуссии.
Термин «пространственные данные» означает данные, которые характеризуют пространственное местоположение и геометрическое описание объектов земной поверхности, природных и общественных процессов и явлений реального мира. Такие данные могут быть получены в результате картографирования, дистанционного зондирования Земли, выполнения геодезических, гравиметрических, геологических, строительных, землеустроительных, лесоустроительных и других работ. В состав указанных данных могут быть включены различные атрибутивные и статистические данные.
Термин «инфраструктура пространственных данных» означает совокупность технологий, справочных систем, законодательных актов, стандартов, человеческих и других ресурсов, необходимых для сбора, интеграции, обработки, хранения, распространения и эффективного использования пространственных данных в органах государственной власти и хозяйствующих субъектах при решении задач федерального, регионального и муниципального значения.
Ответы на вопросы:
1. Насколько актуальна для России задача создания единой инфраструктуры пространственных данных?
Для России задача создания единой инфраструктуры пространственных данных является чрезвычайно актуальной и требующей своего решения еще «вчера».
Подобная разработка по созданию Национальной инфраструктуры пространственных данных проводится в США с 1994 года во исполнение Указа Президента этой страны №12906 от 13 апреля 1994 г. «Координация сбора и обеспечение доступа к географическим данным: Национальная инфраструктура пространственных данных». Работы по созданию инфраструктуры пространственных данных ведутся также в Канаде, Великобритании и других странах. Отставание России в этой сфере представляет большую угрозу национальной и информационной безопасности государства. Для предотвращения этой угрозы необходимо незамедлительное развертывание работ по созданию и развитию в Российской Федерации инфраструктуры пространственных данных.
В министерствах и ведомствах Российской Федерации, в коммерческих структурах и других организациях России накоплены и постоянно пополняются значительные объемы невостребованной пространственной информации, доступ к которой, ее обработка, восприятие и анализ затруднены из-за разобщенности и разнородности этой информации, что снижает эффективность использования пространственных данных при принятии управленческих решений. Отсутствие сведений о наличии пространственных данных в ряде случаев приводит к дублированию работ по их созданию, неоправданным затратам времени и средств. Для решения рассматриваемой проблемы необходимо создание и развитие Государственной инфраструктуры пространственных данных.
Пространственные данные в современных условиях являются важнейшим, уникальным, а в некоторых случаях и единственным фактором реализации стратегических и оперативных задач, решаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях сохранения суверенитета, территориальной целостности, укрепления федерализма, решения геополитических задач, устойчивого политического, экономического и социального развития Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
Инфраструктура пространственных данных является основой их комплексного, оперативного, рационального и эффективного использования при решении задач по повышению уровня управления экономикой и социальным развитием общества, регулированию финансового и товарного рынков, развитию промышленности, осуществлению сбалансированных отношений между Федеральным Центром и субъектами Российской Федерации, выявлению многих существенных пространственных закономерностей с целью принятия управленческих решений и оценки возможных последствий этих решений.
ГИС как информационные технологии и информационные системы активно развиваются, наращивают свои ресурсы в самых разнообразных сферах человеческой деятельности. Этот процесс развития неизбежно дойдет до уровня необходимости взаимодействия, обменом информацией разнообразных систем и в этом случае возникнет огромная проблема обмена данными. Для того чтобы избежать возможной информационной катастрофы при использовании взаимно не стыкующихся, а порой и конфликтующих, данных, необходимо решить задачу создания единой инфраструктуры пространственных данных. В этом случае ГИС будут «понимать» друг друга, взаимодействуя в едином информационном пространстве.
2. Какие базовые принципы должны быть отражены в разрабатываемой концепции?
К основным принципам создания единого информационного пространства относятся:
а) независимость информационного обеспечения (ИО) описания пространственных данных от существующих и развивающихся ГИС-оболочек, их внутренних форматов и структур описания данных. В этом случае ИО будет инвариантно к любым системам, которым необходимо «понимать» друг друга;
б) должна быть обеспечена достаточно существенная преемственность к уже созданным огромным объемам пространственных данных.
3. Какова должна быть последовательность шагов по созданию единой инфраструктуры пространственных данных?
Процесс разработки и создания инфраструктуры пространственных данных может быть разделен на три этапа:
1-й этап (2003-2005 гг.) решение задач организационного характера, включающих разработку законодательных актов и системы стандартов представления пространственных данных, создание разрешительных механизмов передачи (представления, распространения) этих данных, проведение мероприятий по обеспечению совместимости и взаимодействия создаваемых баз пространственных данных с федеральными информационными системами в едином информационном пространстве Российской Федерации.
Основные усилия на первом этапе необходимо сосредоточить на:
а) разработке концепции решения задач по п. 2а, 2б ответа на 2-ой вопрос;
б) разработке инвариантного ИО;
в) разработке технологий конвертации пространственных к согласованным базовым форматам;
г) адаптации ГИС к единому ИО;
д) оптимизации процессов перехода существующих ГИС к единому ИО.
2-й этап (2005-2007 гг.) создание и сертификация баз пространственных данных (по министерствам, ведомствам, организациям, создающим эти данные) и ввод в эксплуатацию основных компонентов инфраструктуры, включающих:
- проведение сертификации информационных технологий, каналов передачи данных и средств защиты информации, необходимых для накопления, обновления, распространения и использования пространственных данных;
- разработку и создание информационно-справочных систем о наличии, составе, уровне современности и местонахождении пространственных данных (базы метаданных);
- нормативно-правовые, нормативно-технические, организационные и методические нормы и правила, регламентирующие процессы создания и использования пространственных данных для решения задач федерального, регионального и муниципального значения;
- систему подготовки кадров для эксплуатации систем и технологий, предназначенных для использования в органах государственной власти и хозяйствующих субъектах.
3-й этап (2007-2009 гг.) завершение создания и ввод в эксплуатацию государственной инфраструктуры пространственных данных в полном объеме.
Ожидаемый экономический эффект от внедрения инфраструктуры пространственных данных в Российской Федерации, как показывает зарубежный опыт и расчеты при обосновании Федеральной целевой программы «Электронная Россия», может составить около 30% роста ВВП.