Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№1_2012/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Процесс Урбанизации

на основе доклада, прозвучавшего на V Всероссийском научно-практическом семинаре градостроительных проектировщиков 31 января 2012 года, Омск


Ю.А. Перелыгин («Ленгипрогор», Санкт-Петербург)


Самый насущный вопрос звучит так: «Какое правительство нужно градостроителям? И что представителям этого цеха надо сделать, чтобы эффективность нашего взаимодействия с Правительством РФ была существенно выше, чем сейчас?»

Основной замысел Омской декларации, принятой в Омске 5 лет назад, был и остается в оформлении и институционализации в нашей стране профессии градостроителя. Отвели мы себе на это 10 лет, и есть уже некоторые успехи: Вячеслав Глазычев организовал и ведет магистратуру по нашей профессии в РАНХиГС при Президенте РФ, Александр Высоковский ведет программу подготовки бакалавров-градостроителей в НИУ ВШЭ, в списке профессий Минздравсоцразвития появилась специальность – главный градостроитель. Но, судя по состоянию городов и по тому, как ими управляют, нельзя сказать, что мы далеко продвинулись. Особенно, если смотреть на пример Москвы и моногородов.

Кто такой главный архитектор города, теперь неясно. Он занимает в процессе управления городом, в лучшем случае, пятое-шестое место, а не второе, сразу после мэра, как это было принято ранее. Профессию градостроителя надо делать политически актуальной, иначе власть нас не услышит, и именно накануне выборов об этом необходимо говорить и вырабатывать предложения, делать своего рода «апгрейд» Омской декларации.

Обсуждая глобализирующийся мир и используя слово «глобализация», почти никто не занимается урбанизацией. Я, в языке нашего истеблишмента социально-экономического и политического блока, ни разу не слышал о том, что это важный процесс. Про него говорят походя. Хотя, с моей точки зрения, для прошедших и ближайших пятидесяти лет это не менее значимый процесс, чем глобализация. Если про глобализацию мы что-то говорим, пишем, понимаем, то про урбанизацию, к сожалению, не очень. Слово знаем, понятие из учебников вроде бы усвоили, физически фиксируем переезд людей в города, но суть процесса мало понимаем. А на самом деле за этим стоят немаленькие цифры (Рис. 1 )
Рис.1. Прогноз количества населения ведущих мировых держав по данным Rand Corporation (США)


В таблице представлен прогноз Rand Corporation (США) десятилетней давности о количестве населения ведущих мировых держав по годам. В России по последней переписи – 143 млн, они прогнозировали 142 млн – практически угадали. Погрешность в пределах 1 %, т. е. это статистически достоверно. А вот к 2040 г. по этому прогнозу Россия будет иметь 127 млн человек. В такой же ситуации Германия, Япония и другие, только США остаются на третьем месте, а Индия по численности населения выйдет на первое место.

Нигде в мире социально-экономическое развитие не зафиксировано при падающем количестве населения. Европейское сообщество говорит о росте своего социально-экономического уровня, но население в нем уменьшилось – следовательно, это совсем не так, особенно если принимать во внимание, что Европа объединилась, и учет ведется не по отдельным государствам, а по всему Европейскому союзу в целом.

Более 10 лет назад мы нарисовали схему регионов глобальной экономики, а они напрямую связаны с численностью населения, с рыночной капитализацией и ВВП этих региональных и мировых объединений. Если смотреть на население стран НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле), то при численности населения 435 млн у них более 12 трлн долларов ВВП. Все знают, что у НАФТА есть планы расшириться и стать так называемой ФТАА, регионами мировой торговли, куда войдут все страны Латинской Америки. Сейчас, в силу того что Бразилия и Венесуэла очень активно развиваются, им не очень интересно вступать в подобный альянс. Тем не менее, вполне возможно, что ФТАА все же будет образована, значимость этого региона и его капитализация возрастет существенным образом. Внутрирегиональная функционализация в НАФТА очень проста: Мексика – это поставщик дешевых трудовых ресурсов, Канада – дешевый поставщик сырья, а США – технологический и управленческий лидер. Эффекты колоссальные. Давление этого региона на все остальные мировые регионы сейчас самое мощное. В Европейском сообществе 590 млн человек, а ВВП – 11,8 трлн долларов. Европейское сообщество сейчас переживает кризис роста, население увеличилось за счет вступления в ЕС большого количества новых стран, это имеет не очень приятные экономические последствия, тем не менее, единая валюта существует, и есть разделение труда. Европа столкнулась с тем, что не нашла себе «Канады», как США, и в этом смысле для Европы роль Канады выполняет Россия. Функционально Россия для Европы имеет именно это значение, мы являемся поставщиком дешевого сырья. Поставщиком рабочей силы стала Польша, а также бывшие страны советского блока Восточной Европы и Турция.

Юго-Восточная Азия. Объединение условное, но договоренность о зоне свободной торговли в Юго-Восточной Азии существует. Население этого региона – 2 млрд человек, а ВВП пока около 9 трлн долларов. То есть практически они вышли на уровень США и ЕС.

Показатели по России. В тот момент у нас не было никакого экономического союза, хотя для себя мы понимали, что если хотя бы 215 млн человек будет вовлечено в наш рынок, то по населению мы станем сопоставимы. По ВВП мы существенно отстали и от ЕС, и от НАФТА. Если Россия не объединит свой торговый регион и не создаст прообразы таких макрорегиональных структур, то думать о том, что мы будем развитой и конкурентной страной достаточно сложно.

Структура макрорегионов. При смене масштаба оказалось, что регионы – это сеть городов. В НАФТА, например, это Нью-Йорк (область Нью-Йорка и Нью-Джерси дают 1,3 трлн долларов ВВП США). Большой Лондон дает почти столько же – 1 трлн долларов. Самый крупный Токио – Осака. По ВВП - это почти 2 трлн, а Москва сейчас – 300 млрд. Сейчас обсуждается рост московской агломерации, но если сравнивать ее с мировыми городами-лидерами, то это не так много.

В США городов с населением свыше 1 млн человек – всего шесть. Но 40 миллионных агломераций. Поэтому, если поменять масштаб, получается, что Россия, со своими 11 городами-миллионниками и меньшим числом агломераций с США даже несопоставима. С точки зрения макрорегионального масштаба, если Россия не создаст больше 20 городских агломераций, численность населения которых будет превышать 1 млн человек, то мы тоже будем неконкурентоспособными.

Процесс урбанизации

Никаких исторических данных или информации в современной литературе и социологии об урбанизации нет. Самый последний автор, который писал что-то похожее на то, что было бы полезным для городских сообществ, – Ф. Энгельс, «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В целом, он обосновал, почему люди вдруг стали «кучковаться» и переселяться из своих родоплеменных структур в крупные населенные пункты.

После этого почти 100 с лишним лет никто ничего не писал. Русский социолог и логик А.А. Зиновьев описал свое понимание развития общества и социологии. С его точки зрения, общество имеет клеточную структуру, и первичной клеточкой любого общества, как социалистического, так и капиталистического, является некое объединение людей. Эти клеточки бывают двух типов – коммунальные клеточки и деловые (капиталистические) клеточки. Современный тренд развития социума по А.А. Зиновьеву – общество движется в сторону общего «человейника»-сверхобщества. Туда втягиваются отдельные страны, макрорегионы, и в этом смысле многое, что в данный момент происходит в мире, говорит о том, что человечество движется к сверхобществу. Это описание очень важно для понимания, что такое урбанизация, как она происходит и как движется.

Западное общество состоит из деловых клеточек. Главное ее свойство – это объединение людей, позволяющее клеточке что-либо делать для общества с максимальной эффективностью. У нее всегда есть управленец и управляемые – это сущностный признак всех противоречий любой клеточки, всегда будет неравенство внутри клеточки (Рис. 2). На схеме показана эволюция деловой клеточки: управленец, он же собственник на средства производства, при необходимости нанимает работников и производит тот продукт, который является благом для этой клеточки и условием ее выживания. Никакой демократии внутри деловой клеточки нет.
Рис.2. Социология урбанизации. Эволюция структуры деловой клеточки


Еще один сущностный признак: все люди, которые живут внутри клеточки, после того, как закончили свой рабочий день, выходят во «внеклеточное» пространство. А у нас этим «внеклеточным» пространством является городское пространство. Наемный служащий, управленец, рабочий живет не только внутри коллектива, он все большее время проводит вовне.

Внутренняя социальная структура единицы капитализма претерпевает изменения:
1. Количество времени, проводимого человеком вне клеточки, существенно возросло. Маркс об этом писал как о капитализации времени. Таким образом, внеклеточная жизнь существенно усложнилась.
2. Люди стали собственниками, таким образом, собственность на средства производства «распылилась». Теперь огромными корпорациями управляют наемные менеджеры, собственники – Совет директоров. Почти нигде, кроме малых предприятий, нет единого собственника. Все крупные предприятия имеют разветвленную структуру собственности. Даже сами работники этих предприятий теперь являются отчасти собственниками. Это очень осложнило деловую часть жизни.
Таково очень краткое описание представлений А.А. Зиновьева о социальной природе общества.

Городские пространства

Поскольку человечество движется к укрупнению регионов и городов, то в городах образуется огромное пространство для внеклеточной жизни. Соответственно, люди начинают объединяться в новые сверхструктуры или структуры современного сверхобщества – городские сообщества. Мы знаем, что сейчас их колоссальное количество.

К сожалению, дальнейших исследований на эту тему нет. Было бы очень неплохо, если бы несколько наших институтов занялись исследованиями городской социологии. Понятно, что есть некоторые общие представления об этом, а дальше в подтверждение мы видим, что структура занятости в городах сильно изменилась. Понятно, что люди в городском пространстве в сферах услуг, торговле, финансах, страховании занимают ведущие роли. То есть занятость в деле, производящем не только что-либо материальное, но и в нематериальном производстве, существенно возросла. Это характерно для столиц.

Точно также можно заметить, что структура занятости в моногородах совершенно другая. Есть утверждение, что если городское пространство не будет успевать за развитием сложной организации внеклеточной жизни людей или за разнообразием городских сообществ, то эти города будут вымирать. Городское пространство не успело приспособиться к возрастающему числу занятых в других сферах людей, значит, эти люди будут уезжать туда, где эта занятость есть.

Наши экономисты должны видеть, считать, знать про процесс урбанизации, т.к. он является ключевым. Еще было бы неплохо, научиться им управлять. И на примере Москвы можно заметить, что мы не управляем этим процессом: за последние 20 лет население столицы возросло почти на 3 млн. Откуда они приехали? Из тех городов, которые не озаботились разнообразием. И хоть очень некомфортно и сложно жить в Москве, тем не менее, люди едут туда и «мучаются» в силу того, что социальная структура общества поменялась.

У стран с низким ВВП доля доходов от городов всего 55 %, а у развитых стран – более 85 %. Россия колеблется в районе 70 %, Москва гипертрофирована – дает 25 % ВВП. В этом смысле значимость городов и процесса урбанизации колоссальна.

В.В. Путин в одной из предвыборных статей говорит: «Мы создадим 25 млн рабочих мест в современных отраслях народного хозяйства». И где они будут? Точно в городах. А что если все 25 млн современных высокооплачиваемых рабочих мест будут в Москве? Мы же не удивимся этому! Часть из них, может, достанется Санкт-Петербургу, Ростову-на-Дону, Казани, Омску, Чите, Магадану, а остальным – вряд ли.

Вопрос в том, смогут ли градостроители что-то сказать в данной ситуации? Ключевой вопрос: «Что нужно сделать, чтобы при том расширении Москвы, которое сейчас приняли, в нее не поехали бы все эти 25 миллионов человек?». Что будет делать остальная страна и остальные города? Мы же не понимаем, как именно это будет происходить, не имеем инструментария. Мы не можем доказать политической власти, что надо спросить у профессионалов, как расширять Москву, а не просто нарисовать в кабинете этот «кусочек» на юго-западе.

Чего не понимает Минэкономразвития России, а значит и Правительство РФ? Оно не понимает, как работать с урбанизацией, а также - что урбанизация сейчас – это такой же важный процесс, как и глобализация, и надо им заниматься серьезно и профессионально.

На примере энергопотребления выделю некоторые причины, почему процессом урбанизации надо заниматься:

Модель потребления

Китай до 2030 г. добавит еще около 100 миллионных городов. Как только городская структура общества образуется, структура потребления внутри этого города изменится. Средний китаец, живущий в городе, будет потреблять столько же, сколько мы в России потребляли примерно 10 лет назад. А мы в России начнем потреблять так, как потребляли в Лондоне 15 лет назад (т. е. в 3 раза больше на одно домохозяйство). Таким образом, изменится вся энергетическая картина мира. Чтобы развиваться, нужны энергоресурсы, а их не очень много. Соответственно, меняется картинка мировых энергоресурсов, и Китай выходит по потреблению на первое место.

В основе высокого спроса на углеводородное сырье и вообще на энергетические ресурсы лежит урбанизация. В производстве сейчас экономится электроэнергия, все больше внедряются энергоэффективные технологии. Потребление энергоресурсов растет в городском секторе. В России в первичном городском секторе на единицу коммунального хозяйства приходится в 3 раза меньше энергопотребления, чем в развитых странах. В Китае, примерно, – в 10 раз меньше. Главным по энергопотреблению является коммунальный сектор, а не промышленный. Так же, как и генератором занятости являются города, а не промышленные производства. Поскольку внедряются новые высокоэффективные технологии, роботопроизводство и т. п., люди в промышленной сфере в таком количестве больше не нужны. Например, если раньше на заводе работали 9 000 человек, то сейчас завод эффективно функционирует, имея 500 сотрудников. Они все попадают в городское пространство, их занятость обеспечивается там.

Внутренние факторы развития. Демографическая ситуация

Если смотреть естественный прирост населения в 2010 г., вся Центральная Россия вымирает. (Рис. 3 )
Внутренняя миграция.
В 2010 г. центры миграции – Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и Московская область, Центральный федеральный округ, Краснодар, Кемерово, Новосибирск.
Рис.3. Демографическая ситуация.


В России из 143 млн человек 55 млн трудоспособного населения, из них 12 млн – люди с ограниченными возможностями, 2,5 млн – наркоманы. Поэтому, когда В.В. Путин говорит о создании 25 млн новых рабочих мест, нельзя не вспомнить, что у нас всего 55 млн работающих. Пенсионная, иждивенческая, социальная нагрузка на одного работающего возрастет в несколько раз. Производительность труда при таком соотношении должна просто взлететь. А делая ставку, только на отрасль, этого взлета нельзя достичь.

Если обратить внимание на современный город, то оказывается, что в нем должен быть определенный набор базовых инфраструктур. Сеть городов и есть инфраструктура современного развития. Не будет 40 агломераций, завязанных в сеть, не будет и развития.

Технопарки, особые экономические зоны, промышленные парки, бизнес-инкубаторы, инновационные вузы, исследовательские университеты, деловые районы, деловые комплексы – это элементы современной городской среды. Но наличие и полнота этого набора колеблется по регионам и городам. В Москве этот набор практически полон, у Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга он далеко не полон, а в остальных регионах этот набор практически отсутствует.

Городская политика должна существенно поменяться, стать одним из ведущих вопросов, которым занимается государство. Министерство экономического развития РФ занимается хорошим делом, Минторговли и промышленности – это уже вчерашний день, за Минрегионом России – будущее. А еще было бы неплохо создать, например, Министерство городов, как во Франции.

Основные выводы

Региональная политика России должна иметь как минимум четыре уровня:
- мегарегиональный (уровень России и сопредельных стран);
- макрорегиональный (крупные части РФ и сопредельные страны);
- региональный (территориальные группы субъектов РФ, субъекты РФ);
- микрорегиональный (территориальные группы муниципальных образований, ОЭЗ, технопарки и другие подобные территории).

Одним из основных принципов региональной политики в ближайшее десятилетие должен стать принцип многополярного развития России, а одной из основных задач – повышение капитализации территории регионов. Региональная политика России должна учитывать особенности территорий и особенности взаимодействия этих территорий с соседними государствами. Ключевым объектом региональной политики должны стать города.

Градоустройство, как деятельность по преобразованию политики социально-экономического развития в деятельность по обустройству жизни общества в городах, должно занять законное место среди других профессий.

Региональная политика России должна быть направлена на управление процессами урбанизации, расселения и миграции. Инфраструктурное обустройство территорий РФ и обеспечение равного к ним доступа – ключевые направления региональной политики России.

Необходимо провести инвентаризацию нормативно-правовых актов местного уровня и процедур естественных монополий, и различных контролирующих ведомств, их стоимостей, которые регулируют осуществление градостроительной (проектирование, строительство, эксплуатация) деятельности физическими и юридическими лицами, особое внимание обратив на агентов малого предпринимательства.

Необходимо на федеральном уровне, совместно с администрациями субъектов РФ, финансировать внедрение на местах электронных форм оказания государственных услуг в области градостроительства, благоустройства и ЖКХ, используя лучшие примеры IT-проектов (например, Казани, Санкт-Петербурга). Для этого предусмотреть соответствующие средства в федеральном бюджете.

Также следует в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» внести процедуры предквалификационного отбора для разработчиков таких сложных документов, как документы территориального планирования. Это позволит повысить качество разрабатываемой документации и ответственность всех участников градостроительной деятельности.

Ввести в практику государственного управления на уровне субъектов РФ механизм «расширенного правительства», когда одно заседание Правительства субъекта РФ в месяц посвящено теме развития муниципальных образований, входящих в этот субъект (см. практику Правительства РФ за 2005-2006 гг.).

Необходимо систематично внедрять единый налог на недвижимость. Целесообразно внедрять его не повсеместно и сразу, а по отдельным субъектам РФ и отдельным муниципальным образованиям, где готова налогооблагаемая база, а именно – сформированы единые объекты недвижимости. Это позволит стимулировать местные власти к рациональной и эффективной работе с территорией как главным ресурсом пополнения местных бюджетов.

Необходимо разработать новые формы для ведения муниципальной статистики, которые позволяют измерять экономические и социальные процессы и процесс урбанизации, используя современные рыночные показатели.

Необходимо просмотреть процедуры согласований документов территориального планирования, существующие в субъектах РФ, выбрать из них наиболее рациональные и эффективные и внедрить повсеместно. Это позволит существенно сократить сроки согласований документов территориального планирования.

Необходимо ввести законом (изменениями к Градостроительному кодексу РФ) саморегулирование для организаций-разработчиков документов территориального планирования. Сейчас саморегулируемые организации созданы для строителей и разработчиков проектной документации, а разработкой документов территориального планирования, например, генпланом Москвы, может заниматься любая организация, которая предложит наименьшую стоимость и сроки.


См. также:
Каталог Организаций:
   - Ленгипрогор
Каталог Авторов:
   - Перелыгин Ю.А.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Сибирский ФО / Омская область
Страны и регионы / Россия / Северо-Западный ФО / г. Санкт-Петербург
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №1_2012
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 6937


Источник: УРТ №1_2012
Цитирумость документа: 1
00:39:06 02.04 2012   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.037186861038208 sec, Question: 84