Тарарин А.М., кандидат технических наук, директор МП «ЦентроградНН»; Карандеева М.В., кандидат экономических наук, первый заместитель директора МП «ЦентроградНН»
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), перечисляемый в доход местного бюджета, и арендная плата, перечисляемая в доход местного, регионального и федерального бюджетов в зависимости от формы собственности земельного участка.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Земельный налог и арендная плата определяют доходность территории для местного, регионального и федерального бюджетов, которая, как правило, связана с кадастровой стоимостью земельного участка. Кадастровая стоимость определяется на основе модели стоимости, приближенной к рыночной, которая строится по сведениям о сделках с земельными участками, и модели ценообразующих факторов, значения которых рассчитываются для каждого оцениваемого земельного участка.
К ценообразующим факторам относятся факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость объектов оценки и могут быть достоверно определены и объективно измерены. Основополагающее влияние на дифференциацию кадастровой стоимости оказывает близость к социально значимым объектам (зонам рекреации, детским садам, поликлиникам, ж/д вокзалам, спортивным сооружениям, культурно-развлекательным объектам и т.п.).
Таким образом, любое градостроительное решение с точки зрения доходов бюджета от платы за землю нужно рассматривать по двум направлениям. Во-первых, это изменение дохода от территории, непосредственно подвергаемой градостроительным изменениям в результате изменения вида разрешенного использования конкретного участка. Во-вторых, влияние данного градостроительного решения как ценообразующего фактора на окружающую территорию в результате повышения или снижения кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в зоне действия.
Обеспечить доступ проектировщиков к сведениям о плате за землю предлагается путем внесения соответствующих дополнений в статью 65 Земельного кодекса Российской Федерации (законопроект и пояснительная записка к нему прилагаются к статье).
Законопроект предусматривает введение публичной карты платности использования земли, на которой воспроизводятся сведения о размерах платы за использование земли и общедоступные сведения государственного кадастра недвижимости о земельных участках (площадь, вид разрешенного использования, кадастровая стоимость, форма собственности).
Предлагается вести данный информационный ресурс на базе публичной кадастровой карты, дополнив её соответствующими сведениями о плате за землю, для чего предусмотреть обязанность по размещению на публичной кадастровой карте:
1) налогового органа – сведений о размерах:
- исчисленного земельного налога по земельным участкам, принадлежащим физическим лицам;
- декларированного земельного налога по земельным участкам, принадлежащим организациям и физическим лицам, являющимся индивидуальными предпринимателями;
- уплаченного земельного налога;
2) органов местного самоуправления – налоговых ставок;
3) федеральных, региональных и муниципальных органов, уполномоченных на управление имуществом и земельными ресурсами, – сведений о:
- размерах рассчитанной арендной платы за землю по земельным участкам;
- размерах уплаченной арендной платы за землю по земельным участкам;
- ставках арендной платы.
Представленный механизм поможет получить комплексный информационный ресурс, который позволит проводить не только детальный экономический анализ градостроительных решений на уровнях территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий, но и анализ полноты сбора и справедливости установления размеров платежей за пользование земельными участками, а также выявить территории («белые пятна»), по которым не производится начисление платы за их использование.
Проект Федерального Закона о внесении изменений в статью 65 Земельного кодекса Российской Федерации Статья 1
Дополнить статью 65 Земельного кодекса Российской Федерации пунктом 6 следующего содержания:
«6. Сведения о размерах платы за использование земли отражаются на публичной карте платности использования земли.
На публичной карте платности использования земли отражаются:
- общедоступные сведения о земельных участках, установленные Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;
- размер исчисленного земельного налога по земельным участкам, принадлежащим физическим лицам;
- размер декларированного земельного налога по земельным участкам, принадлежащим организациям и физическим лицам, являющимся индивидуальными предпринимателями;
- размер уплаченного земельного налога по земельным участкам;
- налоговые ставки;
- размер рассчитанной арендной платы по земельным участкам;
- размер уплаченной арендной платы по земельным участкам;
- ставки арендной платы.
Порядок ведения публичной карты платности использования земли устанавливается Правительством Российской Федерации».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2013 года.
Пояснительная Записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 65 Земельного кодекса Российской Федерации»
За пользование земельными участками взимается либо земельный налог, если земельные участки являются собственностью физических и юридических лиц, либо арендная плата, если земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности.
Формирование налогооблагаемой базы земельного налога осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости и единого государственного реестра прав. Как известно, сведения в упомянутых информационных системах имеются не по всем земельным участкам (землепользованиям) ввиду заявительного принципа государственного кадастрового учета, а в имеющихся сведениях присутствуют ошибки. В этой связи налоговый орган не имеет возможности сформировать полную налогооблагаемую базу по земельным участкам.
Земельный налог относится к местным налогам и составляет значительную часть местных бюджетов (порядка 15% от налоговых поступлений). Таким образом, органы местного самоуправления крайне заинтересованы в формировании полной налогооблагаемой базы по земельным участкам для каждого муниципального образования и могли бы инициировать ее верификацию и пополнение. Но органы местного самоуправления не имеют доступа к сведениям по налогообложению земельных участков, поэтому не в состоянии даже составить достоверный прогноз поступлений от земельного налога.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 65 Земельного кодекса Российской Федерации» направлен на обеспечение общедоступности сведений о плате за землю.
Законопроект предусматривает введение публичной карты платности использования земли, на которой воспроизводятся сведения о размерах платы за использование земли и общедоступные сведения государственного кадастра недвижимости о земельных участках (площадь, вид разрешенного использования, кадастровая стоимость, форма собственности).
Принятие данного законопроекта будет способствовать обеспечению полноты налогооблагаемой базы по земельному налогу, справедливости установления платы за землю, а также даст возможность проводить детальный экономический анализ градостроительных решений на уровнях территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий.