В.А. Кирпичников (НП «Центр инноваций муниципальных образований, Москва)
Некоммерческое партнёрство «Центр инноваций муниципальных образований» в 2012 году продолжило проведение обучающих семинаров по актуальным проблемам управления на муниципальном уровне. Восьмилетний опыт организации подобных мероприятий позволяет подводить определённые итоги и планировать направления будущей деятельности в этой сфере. Включаемые в программы семинаров темы предварительно достаточно детально обсуждаются со специалистами, приглашаемыми в качестве выступающих, и редко повторяются. Многоплановые вопросы, соответственно, прорабатываются более глубоко и подробно.
К примеру, прошедшие за восемь лет более двадцати семинаров по ЖКХ, посвященные разным аспектам управления многоквартирными домами, в частности, позволили в конце 2012 года сформировать программу «Муниципальная модель эффективного управления жилищным фондом». Минимальный набор (посчитано специалистами), который надо исполнять в практической деятельности, состоит из 277 законодательных и нормативных актов федерального уровня в жилищной сфере. Противоречий и пробелов в них великое множество. Исполняя одно, обязательно нарушишь что-то другое. Для выполнения всех требований платежи населения за жилищные и коммунальные услуги должны быть в несколько раз выше даже самых высоких, имеющихся сегодня в стране. Однако даже в сложившихся условиях можно не только выживать, но и развиваться. Искусству управления в этой сложной ситуации, обучает в команде разного состава хорошо известный в стране Филимонов Сергей Леонидович, уникальный специалист. Соответственно, в 2013 году планируется уже системная организация специализированных курсов по данной тематике. Хотелось бы, чтобы в каждом регионе, в каждом городе появились специалисты, способные практически решать важные для населения вопросы в сфере ЖКХ. Будем пытаться выполнять эту задачу.
Формируемые обучающие программы ориентированы на целевую аудиторию. Семинары для специалистов в сфере земельных отношений и недвижимости, для муниципальных юристов, финансистов, градостроителей стали уже традиционными. Тематические семинары для данных категорий специалистов запланированы и на 2013 год. Проведена серия семинаров по муниципальным услугам, административной реформе, по формам муниципальных организаций и методам их деятельности.
Традиционно в программы включается тема по обзору и анализу законодательных нововведений в соответствующих сферах и ожидаемых решений в ближайшей перспективе. Для участия в семинарах удаётся, как правило, привлечь представителей разработчиков тех или иных законопроектов. У разработчика при этом появляется хорошая возможность в реальном времени получить обратную связь от правоприменителей. Участниками семинаров, так уж сложилось, становятся чаще всего очень хорошие муниципальные специалисты.
Вопросы, возникающие в практике работы судов при применении часто противоречивого законодательства, представляют большой интерес. В частности, практика Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по различным вопросам регулярно включается в программы обучающих семинаров. Участникам семинаров удалось познакомиться с целым рядом отличных специалистов, представителей судебной системы, которую стало уже стандартом закрашивать целиком чёрной краской.
У организаторов семинаров есть чёткое убеждение, что невозможно в муниципальном образовании эффективно решать множество текущих задач, если системно не заниматься его развитием. В программы семинаров регулярно включаются вопросы следующего направления:
Подготовка муниципальных образований к развитию.
Анализ социально-экономического положения муниципального образования, диагностика его состояния, описание рисков на долгосрочный период.
Выбор целей и разработка сценариев развития.
Основные конкурентные сферы между муниципальными образованиями. Требования к комплексным инвестиционным планам развития (комплексным программам) муниципалитетов.
Закрепление процесса стратегического планирования в муниципальных нормативных документах.
Соотношение стратегий, комплексных программ развития территорий и комплексных инвестиционных планов (КИПов) муниципальных образований.
Информационное обеспечение процессов подготовки и реализации комплексных инвестиционных планов развития.
Вопросы взаимосвязи стратегических документов социально-экономического развития и территориального планирования представлялись при активном участии специалистов и руководителей ИТП «Град». При этом появился удачный опыт, когда данная тема раскрывалась не только для градостроителей, но и для «непрофильных» специалистов. Например, для муниципальных финансистов.
Передовые руководители регионов и муниципальных образований давно уже начали конкурентную борьбу за «ресурс развития». Очень хорошие специалисты на наших обучающих семинарах пытаются содействовать данному процессу. Как перейти от ресурсного подхода к политике «приумножения капитала территории»? Как оценить физический, человеческий и природный капитал территории? Как обеспечить эффективность региональной и муниципальной экономик в условиях нехватки бюджетных инвестиционных ресурсов?
Подобные вопросы особенно важны в условиях очевидной тенденции изменения поселенческой структуры России; в условиях объективного территориального развития агломераций, экономических зон; при внедрении программно-целевых и кластерных подходов к стратегии развития регионов и муниципальных образований.
Профильные специалисты в настоящее время активно занимаются вопросами «управления изменениями», внедрением своего рода «инжиниринга муниципальных территорий», созданием новой статистики (статистики пространственного развития) муниципалитетов и многими другими. Конечно, все эти новые подходы хотелось бы представить на наших семинарах. К сожалению, целевые программы по данным темам далеко не всегда пользуются спросом, приходится эти вопросы «точечно» включать в различные обучающие семинары. Представляется, что одной из причин, снижающей интерес к этим важным проблемам, является отсутствие последовательной системной политики государства в этом вопросе. Она декларируется, но не находит подтверждения в реальных действиях, в развитии законодательной основы. Правительство РФ внесло в Государственную Думу давно ожидаемый проект Федерального закона «О государственном стратегическом планировании». Но при его чтении с первой же статьи – сплошное разочарование. Документ – скорее инструкция для Правительства, небрежно написанная, юридически корявая, с включением малооправданных ограничений и конкретных указаний. На проект закона с громким названием, к сожалению, мало похоже.
Деятельность нашей организации зависит, естественно, от решений и действий федеральных властей. Запланированное на 2012 год подробное рассмотрение перспектив развития муниципальных организаций в свете грядущих изменений Гражданского Кодекса и перспективы внедрения контрактной системы перенесено на 2013 год, вслед за изменением плановых сроков принятия этих важных документов.