Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Дискуссии/13.05.03 Концептуальные основы определения секретности пространственных данных и ограниче/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

15.10.2000. Стенограмма дискуссии "Доступность кадастровых данных и проблемы информационной безопасности России"

Стенограмма дискуссии "Доступность кадастровых данных и проблемы информационной безопасности России", проведенной в октябре 2000 г. на конференции Кадастр-2000.
ГИС-Ассоциация приносит свои извинения за имеющиеся ошибки в орфографии.

Дискуссия собрала более 80 участников(См. список ниже), на ней выступили:
- Капралов Евгений Геннадьевич, вице-президент, ГИС-Ассоциация;
- Морозов Андрей Витальевич, руководитель Департамента правовой информатизации, Минюст РФ;
- Усольцев Евгений Гаврилович, начальник управления режима и госгеонадзора Роскартографии;
- Филатов Валерий Николаевич, зам. начальника ВТУ ГШ ВС РФ;
- Кораблев Андрей Юрьевич нач отд инспекции Гостехкомиссии России;
- Машимов Мухамбет Машимович, Военно-инженерный университет МО РФ
- Ушаков Алексей Иванович, ген директор ООО "Дата+";
- Гершензон Владимир , президент МНИИТЦ СКАНЭКС;
- Розова Татьяна Леонидовна, Минтранс РФ

Все выступающие отмечали несоответствие уровня открытого доступа к пространственным данным граждан Российской Федерации и современного мирового технологического прогресса в области геоинформатики. Практически все согласились, что действующие механизмы согласования и принятия решений на межведомственном уровне работают крайне неэффективно. Было принято единодушное решение о подготовке открытого письма руководству страны по этому вопросу. См. проект письма.

Капралов Евгений Геннадьевич, вице-президент ГИС-Ассоциации отметил, что за последние годы прошли существенные изменения в технологических возможностях получения и использования пространственной информации во всем мире, что, несомненно, должно привести к пересмотру существующих в России режимных ограничений на ее использование.

Во-первых, усовершенствование систем определения параметров внутреннего ориентирования космических снимков и повышение качества снимков привели к возможности создания качественных топографических карт без использования опорной геодезической сети. По сообщению представителей военно-топографической службы России на кадастровой конференции в 1999 году ими созданы качественные карты масштаба 1:25000000 на некоторые зарубежные территории с использованием только материалов космической съемки.

Во-вторых, отмена 1 мая 2000 года президентом США селективного режима доступа к сигналам системы НАВСТАР (США) привела к существенному повышению точности большого числа используемых, в том числе и на территории России, приемников этих сигналов, что перевело их в ранг запрещенных к использованию. Существующее ограничение на точность определения пространственных координат в России делает невозможным использование большого числа бытовых приемников, приемников используемых в автомобильной навигации и т.п.

В- третьих, режимные ограничения на использование космической информации затрудняют использование съемок высокого разрешения с таких летательных аппаратов как Иконос, выводят из сферы их использования только российских граждан и российские организации, в то время как в других странах могут свободно пользоваться этой информацией в том числе и на российскую территорию.

В- четвертых, одним из важнейших принципов развития рынка недвижимости является открытость и доступность кадастровых данных. Создаваемые в нашей стране кадастры земли, недвижимости, природных ресурсов базируются на пространственных данных, точностные параметры которых попадают под грифы закрытой информации. Кроме того сама реализация кадастровых проектов на базе закрытой информации вызывает многократное их удорожание за счет необходимого комплекса средств защиты информации.

Все перечисленные факты говорят о том, что режимные органичения пришли в противоречия с современным уровнем научно-технических разработок, экономической целесообразностью и должны быть срочно пересмотрены. В пользу такого пересмотра говорят и положения доктрины национальной безопасности, существенно повышающей роль экономической безопасности и личной безопасности граждан.

Указанные ограничения сдерживают развитие рынка и инфраструктуры пространственных данных, что, несомненно, наносит экономический ущерб нашему государству. И, наконец, эти ограничения существенно ограничивают права граждан на получение точной и достоверной информации и обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Высказываемые публично руководством практически всех ведомств, ответственных за определение режимных ограничений на пространственные данные (Минобороны России, Роскартография, Госкомзем-Росземкадастр, Росавиакосмос) слова о необходимости снижения порогов секретности до сих пор не подкрепляются значимыми действиями. При этом, по общему мнению ГИС-сообщества, наибольшую ответственность за отсутствие каких-либо значимых шагов в этом направлении несет головное ведомство в области геодезии и картографии в нашей стране - Роскартография.

Главной причиной подобной позиции является совмещение в рамках Роскартографии функций государственного заказчика, государственного контроля и государственного исполнителя картографо-геодезических работ. (Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1999 г. N 1021 "Об утверждении Положения о Федеральной службе геодезии и картографии России).

Высказанные руководством военно-топографического управления ГШ на прошлогодней кадастровой конференции соображения по проведению НИР по снятию режимных ограничений в области геодезии и картографии вызвали большое число вопросов и сомнений в том, будут ли предлагаемые работы, при изложенной в упомянутом выступлении постановке проблемы и указанных суммах на их финансирование, проведены в интересах гражданских пользователей пространственной информации.

Ряд из перечисленных вопросов нашел отражение в Открытом письме ученых и специалистов Российской Федерации исполняющему обязанности Президента Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации В.В.Путину от 25 февраля 2000 г.
Однако весь спектр имеющихся и неоправданно завышенных режимных ограничений в нем не отражен.

Все перечисленное, а также отсутствие в последние годы реальных шагов по разрешению возникших противоречий в пользу экономики страны и прав граждан делает необходимым обсуждение этого вопроса на конференции и, возможно, обращения в Совет Безопасности и к Президенту РФ с письмом от имени ГИС-сообщества.

Морозов Андрей Витальевич, руководитель Департамента правовой информатизации, Минюст РФ в своем выступлении отметил, что как член межведомственной комиссии Совета Безопасности, заместитель руководителя рабочей группу по разработке законодательства по информационной безопасности. Есть три документа, которые как-то регулируют этот вопрос:
1.Концепция национальной безопасности, которая утверждена указом Президента
2.Доктрина информационной безопасности, которая подписана Президентом
3.Проект Концепции развития законодательства в сфере информационной безопасности, одобренный МВК по информационной безопасности.

Здесь два аспекта. Россия живет в мировом сообществе, которое далеко не все желает нам добра. Существуют планы расчленения нашей страны.
С другой стороны все что мы можем иметь на уровень какого-то значимого результата должно быть проведено через закон.
Чтобы добиться своей цели необходимо через Госдуму провести соответствующий законопроект. В упомянутой концепции прописано порядка 40 законодательных актов. В Госдуме появился экспертный совет при комитете по безопасности, который начал заниматься этими вопросами. Поэтому, если вы хотите как-либо влиять на этот процесс, то скорее всего это надо делать через этот совет. Все остальные пути не реальны, так как обсуждаемые проблемы затрагивают права человека и общества в целом.

В Минюсте состоялся семинар, в котором участвовали представители Росземкадастра и Госстрой. Семинар касался недвижимости. Семинар проводили шведы. Стала понятна и та составлящая, что наши соседи стали нам активно помогать в постановке кадастрового учета.
Почему сегодня государство не форсирует признание де-юре существование точных цифровых карт, потому что тогда возникнет юридическое обоснование для постановки спорных вопросов в том числе в суде и международном суде, если это касается государственных границ, расположения особо опасных объектов.

В ответах на вопросы А.В. Морозов дал свои телефоны для контактов: 450 55 27 и 459 05 61, а также отметил, что обсуждаемые проблемы находятся в поле компетенции зам. нач. упр. Совета Безопасности Стрельцов. Он также отметил существование межведомственных противоречий в организации единого информационного пространства.
В заключении он выразил свое восхищение конференциями ГИС-Ассоциации, собирающими профессиональную элиту и обсуждающими самые актуальные проблемы в сфере своей деятельности.

Усольцев Евгений Гаврилович, начальник управления режима и госгеонадзора Роскартографии в своем выступлении отметил, что упреки в адрес Роскартографии, что она мало принимает мер по расширению доступа к пространственным данным необоснованы, т.к. Федеральная служба в настоящее время является органом на который возложены функции контроля за правильностью учета, хранения и использования геопространственных данных. Мы как организация не распологающая информацией о военных доктринах иностранных государств, о их военных намерениях и целях не можем правильно оценить без Минобороны параметры тех или иных точностных пределов координат. Т.е. этим занимаются другие структуры: Совет Безопасности, Минобороны и др. Мы идем в форватере и наша задача исполнять существующие нормативные акты и следить чтобы они исполнялись субъектами геодезической и картографической деятельности.

Мы понимаем, что назрели причины пересмотра существующих ограничений. Я согласен с предыдущим оратором, что нельзя так сразу караван, который идет развернуть и чтобы последний последний который там шел спепой или хромой стал его ведущим. Должно все быть сделано правильно с точки зрения защиты интересов государства и в первую очередь его безопасности. В настоящее время многие иностранные государства прикладывают много усилий на добычу информации о местности РФ. Есть такая американская фирма MapInfo - она уже пять лет нас просит, просто руки выкручивает, продайте им цифровую карту на всю Россию масштаба 1:1 млн и 1:200 000. Зачем американцам иметь карту на всю Россию, тем более цифровую? С другой стороны Президент Клинтон в 1996 г издал указ о создании картографического управления при Пентагоне с персоналом в 10 000 человек для сбора информации о местности по всему миру. И конечно основное направление работы этого агенства - это Россия. И мы знаем что эта работа проводится очень активно. Зачем она проводится активно - значит нужна им информация. И мы не имеем права дать информацию иностранцам о себе. В этом я уверен и буду стоять до тех пор пока не будет других представителей в нашем государстве которые скажут: давай поднимай руки и отдай все американцам, японцам. Но этого быть не может.

Если в Вашем предприятии, я цитирую статью закона О гостайне, руководитель должен обеспечить защиту гостайны. Если он не обеспечивает ее то не место ему быть на том месте котором он сидит. А если экономика не позволяет обеспечивать защиту гостайны, то это, мягко говоря, преступная экономика.

Я вот тут подумал однажды подумал, подумал, разбирался в наших законах федеральных, которые были введены в действие в течении последних десяти лет, но не в одном законе не прописано, что значит общественные организации рассматривают вопросы защиты информации, режимы секретности, вопросы государственной тайны и прочая, прочая. Тут значит вот - выступал товарищ из Минюста и я очень внимательно но я сам не юрист но тем не менее занимаюсь вопросами защиты информации и эти вопросы распространяются на все отрасли и формы собственности организаций и мы выполняем ту задачу, именно по сохранению государственной тайны и я сейчас думая о том и не хочу обидеть ГИС-Ассоциацию и ее уважаемого руководителя, но у меня возникает вопрос - нигде не прописано что общественные организации рассматривают вопросы государственной тайны. Потому я конечно понимаю - новое время время демократии, но это все должно быть оформлено законодательно. Я не против, чтобы эти все вопросы мы рассматривали - это полезная вещь, но вовсем должен быть порядок.

И в отношении того, что делает Роскартография в отношении, как там сказано в приглашении: защиты прав потребителя той или иной информации. Естественно мы уже обращались в Минобороны с предложениями о снижении грифа секретности координат до 5 метров. И всвязи с тем что еще 1 мая Клинтон отменил режим селективного доступа, поэтому в настоящее время обычный приемник позволяет получить одноразовым нажатием абсолютную точность координат 5-10 метров. По нашим перечням, которые пока еще существуют и в Минобороне и в Роскартографии пока еще 30 метров. Действительно наступили объективные причины пересмотреть эти пороги секретности и ввести другие . Но нужно работать, правильно? И мы работаем и в настоящее время у нас есть решение с Минобороны провести НИР "Защита" по изучению возможности снижения секретности, рассекречиванию системы координат 42 года. Работаем.

Ведущий показывает на экране цитату из Доктрины информационной безопасности РФ где упомянуты общественные организации и напоминает, что одним из концептуальных принципов правового государства является принцип: "Что то что не запрещено законом, то это разрешено".

В ответах на вопросы Е.Г.Усольцев отметил, что:
- перед управлением госгеонадзора не стоит задачи анализа состояния развития рынка с целью его регулирования
- никаких документов разъясняющих, что необходимо сделать владельцам GPS-приемников в России, которые после указа Клинтона (1 мая), попали под режимные органичения Роскартография не выпускала на сегодняшний день (20 октября)

Филатов Валерий Николаевич, зам. начальника ВТУ ГШ ВС РФ в своем выступлении отметил, что в 1961 г. ГИСы зародились в 29 НИИ МО, военно-инженерной академи им Куйбышева и МИИГАиКе. Сегодня мы имеем очень приличный программно-аппаратный комплекс создания электронных карт, технологию трехмерного изображения местности. Но есть проблемы: хорошо было бы иметь общее геоинформационное поле гражданской и военной информации. И здесь очень много не стыковок: разные подходы, форматы разные, правила описания разные. Сейчас разработан конвентор, позволяющий обмениваться картографическими данными между организациями Роскартографии Минобороны. Но надо переходить к согласованным действиям в чисто техническом плане создания пространственных данных.

Далее, необходимо дать разъяснения по проекту Иконос. Разрешение 1 метр, полоса покрытия - 11 км, телескоп новейший, в течении 3-х суток может повторить съемку одной территории. Это действительно очень эффективное высокоточное средство получения ДДЗ земли. Но есть проблемы: высокая точность Иконоса сегодня не совсем необходима -- потребитель ее не может эффективно использовать. Это новая информация нам она стала доступна буквально вчера из интернета. Правительство США поддерживает этот проект и планирует выделить порядка 200 млн долларов для его финансирования (50% стоимости проекта).Покупательная способность достаточно низкая. Это достаточно дорогое удовольствие. На территорию США три вида снимков от 15 до 120 долларов другие территории от 25-50 до 250 долларов за кв км. Россия запустила картогр комп Комета 29.09.2000 г .Работает он отменно и мы получим информацию с разрешением 2м. Полоса покрытия 170(ТК-350) и 180 км(КВР-1000) соответственно, напомню что у Иконоса -11км. У него цифровая информация у нас обычное фото.

Теперь о секретности. На ВТУ ГШ ВС возложена обязанность защиты координатной основы РФ. И мы эту обязаность выполняем.С учетом изменения экон условий и межд правовые отнош с 1996 г идет работа по сниж уровня секретности. Мне очень понр выст нач деп Минюста Морозова А А. все правильно - без закона нельзя ничего сделать У нас есть закон о государственной тайне и 62 статья четко регл какие треб устанавл к карт и геод инфо и отв за это ряд ведомств: Минобороны, Роскартография, Гостехкомиссия и они отрабатывают на основ закона соотв инструкции, которые надо выполнять и выполнять надо иначе посадят в Лефортово.

Реплика ведущего: Т.е., если мы правильно поняли Вас и представителя Минюста, можно не выполнять и даже выграть суд, но только через Лефортово.

В 1998 г был проведен кр стол под эгидой МЧС и он дал толчок. 2 авг этого года под рук первого зам министра обороны Михайлова Николая Васильевича было проведено совещание по этому же вопросу и реальные шаги были сделаны: был принят проект распор правительства которое разрешило открыто использовать маяк Шепелевский (В мире 300 маяков у нас в РОссии - это первый), это позволит судам проходить без лоцманов с использованием GPS с точностью до 1 м, чтобы швартоваться. Вторая часть этого совещания была посвящена вопросам снижения уровня секретности. Очень сильно давил Минтранс, другие организации. Но Вы поймите, что есть какая-то закономерность которую нельзя преодолеть не решив определенных задач. Основная из них - проведение комплек науч-исслед раьот, с тем чтобы мы получили достоверные данные позв нам сказатьчто да развитие технических средств позволяет снизить пороги секретности до такого-то уровня. Другого варианта нет. Ни один чиновник в Правительстве не пойдет на то, чтобы без подобого обоснования вот так сразу снизить секретность.

17 октября в Гостехкомиссии произошло очень важное совещание о местных системах координат. Мнение ВТУ на этот счет однозначно: местные системы по субъектам РФ необходимо принять, потому что они позволяют работать с единой основой для кадастровых работ, грамотно и юридически правильно решать все правовые вопросы, которые относятся к землепользованию, жилищному строительству и т.д. Сегодня на территорию России имеется порядка 6000 местных систем координат, все они разрознены, но большая часть работ выполнена в системе координат 63 года, т.е. они могут быть увязаны с предлагаемой общей системой. Поэтому вот эту часть - местные системы координат нам надо "пробить", но Роскартография тормозит это дело. По итогам этого совещания поручено Роскартографии сделать заключение на местные системы координат, представить нам, мы их рассмотрим и дальше уже более высокая инстанция примет решение. Если оно не будет принято на этом уровне, то дальше Межведомственная комиссия по гостайне, но не хотелось бы, я думаю мы сами должны решить этот вопрос.

Теперь о топографическим картам. Мое мнение - нет зарубежом открытой продажи топографических карт о которой здесь говорилось. Она есть в незначительном и регламентированном законами порядке. На территорию Финляндии Вы можете купить карту (18-20 долларов) - это один-два варианта. В Турции несмотря на свою открытость на карте написано:"За утерю смертная казнь". В США можете купить не на всю территорию и не на весь штат. Второе- те карты которые продаются они коренным образом отличаются от наших. У нас единые карты, у них есть карты военного назначения и для гражданского рынка. Поэтому мы должны сделать приблизительно также как американцы. Разработки в этом направлении имеются и в ближайшее время наверно представится эта возможность. В настоящем наши карты несут в себе много избыточной для бытового пользования информации(качественной количественной, объектовой). При этом надо учитывать, что упомянутые снимки высокого разрешения без карты - лишь фотографии. Как только у меня есть национальная карта я тутже восстановил улицы, переулки, названия населенных пунктов - все... Экономически сделать снимок - 20%, а качественную информацию собрать - это 80%. Раскроем мы все это, спасибо американцы нам скажут. Т.е. это очень не простой вопрос.

В заключении - работы по снижению уровня секретности идут. Но правильно здесь упоминали законодательную базу - у нас законы и их надо менять, а это длительная и кропотливая работа. Первое, что надо сделать - решать вопросы с местными координатамию Это будет первый шажок, который позволит на территорию России сделать приличную геодезическую основу. Для Минобороны это очень важно с точки зрения того, что мы получаем каталоги координат геодезических сетей, такой плотности, которой у нас сегодня нет. Сейчас это 50-70 км в хороших районах на 20 км, а тут будет возможность иметь на всю Россию плотность порядка 10 км - посади артдивизион и он мгновенно привязан к местности. И второе - НИР"Защита" - комплексной работы для полного обоснования всех позиций по снижению уровня секретности.

В ответах на вопросы Филатов В.Н., отметил, что:
- получение снимков с КА Комета необходимо оформлять запросом к руководству ВТУ, где имеется группа, которая занимается хозрасчетными работами. В случае положительного решения руководства Вы заключаете договор, выплачиваете необходимые средства и получаете снимок. Стоимость снимков на порядок дешевле, чем у зарубежных аналогов. Телефон для контактов 293 39 43.
- позиции Роскартографии по запрету местных координат. Сама местная система координат по субъектам РФ основана на системе координат 63 года и имеют пять ключей защиты (сдвиг рамок листов, осевого меридиана и др.). Могу Вас заверить, что при желании специалист любую информацию суперзакодированную сделать доступной. Тут надо мыслить реальней. Чисто мое мнение по позиции руководства Роскартографии - у них 19 астрономо-геодезических предприятий по территории России и безусловно бюджетных средств для издания и обновления карт недостаточно, поэтому большинство из них занимаются кадастровыми работами и эдесь возникает противоречие между Росземкадастром, как основной организацией которая должна заниматься этим вопросом и Роскартографией.
- по поводу введения единых систем координат СК-99 для ведения геодезических и картографических работ и ПЗ-90 для навигационных задач. Мы с 1991 года используем ПЗ-90, которые изначально предназначались для решения военных задач. Пока не было постановления нам шло полное навязывание VGS-84, т.е подобной американской системы. Не надо нам этого, мы раскрывает тогда всю свою координатную основу хотя по межд согл мы должны для междун аэропотртов предоставить координатную основу VGS-84, но зачем же нам всю территорию раскрывать? Роскартография длительно работала над перевычислениями координат 42 года в систему координат 95 года и получается что если все до Урала у нас находится в графической точности, то восточнее до Камчатки несколько отличается: на 30-40 метров. Но они (Роскартография) лукавят - они говорят что это ошибки. Это не ошибки, а поправки, т.к. вычисления были произведены и их надо вводить. Нас же устраивает система 42 года. На вопрос не считает ли он расточительным иметь стране две системы координат, Филатов В.Н ответил, что ВТУ ГШ ВС не удалось этого доказать руководству страны и Роскартографии.

Разъяснения Усольцева Е.Г. (Роскартография): предложения, разработанные 29 НИИ МО по местным системам координат позволяют раскрыть систему 42 года, т.е. в этом случае отпадает необходимость в проведении НИР "Защита". Поэтому позиция Роскартографии против.
- когда распался Советский Союз наши склады картографической продукции оказались на территории других стран (Прибалтика, Средняя Азия) и безусловно часть этой информации попала на запад. Но надо учитывать, что там хранились материалы только на ту часть которые необходимо было решать войскам соответствующего военного округа и кроме того всем известно как быстро устаревает картматериал. Через 10-15 лет вы можете не узнать конкретную местность.
- относительно снятия США режима селективного доступа GPS. Как вы знаете у нас установлен порог точности открытого позиционирования в 30 м. В связи с этим многие наши организации пострадали, т.к. закон есть закон, хороший он или плохой - его надо выполнять. Уже разослано ТЗ НИР Защита на согласование и там имеются следущие позиции работы в этом направлении:
1.Определить, что имеется за рубежом в виде информации на нашу территорию.
2.Какие районы должны быть недоступны для иностранцев.
3.Разработать средства защиты спецобъектов.
4.Разрешить простому пользователю работать с GPS-приемниками на территории России с учетом этих ограничений.
- относительно цифры ограничивающей точность позиционирования в 30 метров Филатов В.Н. дал следующие разъяснения: если брать весь масштабный ряд топокарт от 1:25 000 до 1: 1 млн, то точность 30 метров - это точность определения координат на карте 1:50 000. Это карта используется подразделениями ВС РФ для артилерии. Отсюда эта цифра исключительная юрисдикция Минобороны России (ст.32 ФЗ О государственной тайне).
- разрешенная точность использования ДДЗ в РФ - 2 м.

Кораблев Андрей Юрьевич нач отд инспекции Гостехкомиссии России, в своем выступлении отметил, что Гостехкомиссия занимается контролем состояния и разработкой средств защиты, против которой здесь большинство выступает. Т.к. меры защиты всегда затрудняют работу с информацией.

Согласно с новыми концепциями и доктриной национальной безопасности на первое место выходят вопросы экономической безопасности. Хочу пояснить экономическую составляющую ограниченности доступа к пространственным данным - упоминавшимся здесь 30м точности позиционирования. Если эти данные известны противнику будет нанесен удар с определенной точностью. Это вызовет потери, которые закладываются в модель расчета ущерба. Если точность нанесения удара будет 10-15 м к чему мы приходим, потери будут большими. Соответственно необходимо содержать вооруженные силы на определенный процент больше. чем при цифре в 30 м. Эти все модели мы достаточно серьезно проверяет и анализируем. Это одна из задач Гостехкомиссии.
Существует понятие топографическая карта, существуют задачи зем кадастра, задачи туриста и т.д. Последние используют малую часть содержания топографических карт. Отсюда необходимо создание новой номенклатуры карт облегченныхх по объектовому составу и как следствие несекретных.

На ряд районов никогда не будет получено полномасштабное разрешение на использование GPS. В частности это приграничная полоса, режимные объекты. Поэтому требовать от государства "огулульного" снятия всех запретов нелогично и не конструктивно.

При обращении в Совет безопасности такой общественной организации как ГИС-Ассоциация необходимо более четко сформулировать свои потребности. Т.е. нельзя просто требовать от государства просто рассекретить например карту масштаба 1:50 000. Но поставить какие-то рамки, например указать, что останутся районы ограниченного использования или полностью запрещенные к использованию GPS-приемников - это более логично. Существуют различные GPS приемники, различной точности. Небходима их сертификация как любого измерительного прибора. Механизм этот опробован и вполне работоспособен.

И последнее - деятельность в области лицензирования должна быть усилена с точки зрения контроля за использованием приборов. А тут возникает проблема, что органы госгеонадзора в настоящее время не имеют сил и ресурсов для подобных действий при массовом поступлении таких приборов на территорию РФ. Т.е. необходимы ресурсы на усиление органов геонадзора и увеличении их числа - минимум до числа субъектов РФ. А это дополнительные затраты.

Т.е получается, что любые действия по снижению порогов секретности влекут за собой экономические затраты. Поэтому задача ГИС-Ассоциации показать те затраты, которые должно будет нести государство и второе экономическую выгоду, которое государство получит от снижения порогов секретности. А просто желания, что нам что-то нужно на государственном уровне врядли будут рассматриваться.

В ответах на вопросы А.Ю.Кораблев отметил, что:
- что пока в расчетах используется алгоритм, связанный с оценкой прямых потерь при боевых действиях. Алгоритм упущенной экономической выгоды не используется. Поэтому сейчас стоит задача к переходу оценки этого показателя.
- достоверной информации о засекречивании кадастровой оценки земель в Гостехкомиссии нет.
- в нашем государстве не существует эффективного механизма реакции на внешние факторы, влияющие на изменения технологий в мире, например отмена режима селективного доступа Президентом США. Формально за это отвечает то ведомство, которое ввело ограничения на использование тех или иных технологий. В данном случае - Роскартография.

Машимов Мухамбет Машимович (Военно-инженерный университет МО РФ) в своем выступлении отметил, что Россия является уникальной страной с точки зрения соблюдения прав граждан. Во всем мире начиная с 1975 г после подписания Хельсинского соглашения во всех странах доступна географическая информация. Теперь в мировом сообществе ставится вопрос о защите прав не просто гражданина, а даже пятилетнего ребенка по его доступу к знаниям. Потому что знания - знания это энергия, причем мощнейшая.

Когда говорят что Россия страна мало подготовленных чиновников, то лукавят. Россия - страна самых подготовленных чиновников: начиная с 1598 г с того момента как страна встала на путь имперского развития.
Мне казалось что предыдущий оратор - это ответственный чиновник, а оказалось что просто напросто его подставили. Когда же появится чиновник который за это несет ответственность все время подставные люди. И когда приходишь к другому чиновнику он говорит: да зачем же Вы слушали предыдущего? Он же ничего не знает и не решает.
Что касается аппарата Госкомзема, то он еще молодой - ведомству всего 10 лет. И я с ужасом думаю, а что с ними будет когда они накопят опыт? Пока это единственная федеральная структура которая добивается, чтобы были полностью сняты режимные ограничения на пространственные данные. Это понятно, потому что это их жизнь - без этого они существовать не могут. Роскартография напротив старается у них все отнять и ни куда не допускать. При этом это гораздо более опытные чиновники и они могут ввести в заблуждение любого.

Пример, когда вводили систему координат 1995 г. - это были пятилетние попытки. В конце концов они им удались - тайно. Не посвящая тех 6 ведущих ученых страны, которые возражали против системы координат 95 года. Поэтому мы в своем открытом письме Путину - сказали, что это корыстные цели Роскартографии, преследующие задачу закрыть свои провалы и получить значительные бюджетные средства еще на несколько лет, чтобы можно было их безотчетно расходовать. Однако это постановление состоялось.

В.Н.Филатов не упомянул что кроме Кометы и Иконоса в мире существует еще пять спутниковых систем оперативного зондирования земной поверхности. Эти системы в течении недели имеют информации в десять раз превышающую ту, что имеет Роскартография, причем устаревшую. Это еще дороговато, но при необходимости доступно. И сегодня уже нет смысла использовать устаревшую информацию: цифровые технологии и оперативные снимки позволяют мгновенно получить актуальные карты.
В Роскартографии совсем другой подход. Вот например они взялись создать ГИС Рязани и Тамбова, совместно с канадцами. Очень дорогой был проект. Закончилось тем, что ввели новый референц-элипсоид Рязани, чтобы скрыть брак в своей работе.

Был уникальный шанс - международный проект по Каспию, где за короткий срок можно было построить высокоточную астрономо-геодезическую сеть для того чтобы изучить динамику Каспия. И этот проект был завален за неделю как только стало ясно что сеть Роскартографии на территорию 2,5 млн кв м будет прозрачна и что она никакого отношения к современному состоянию дел не имеет.

Поэтому только общественность может открыть глаза Россиянину. Чиновники лукавят, обманывают, чтобы править бесконтрольно. Это стиль работы. Вот здесь нет представителей госдумы, кто им доложит - те же чиновники. Они скажут: да там были какие-то обсуждения, ученые какие-то выступали малограмотные. Так например считает С.А. Лазарев (первый зам.руководителя Роскартографии): 6 ведущих ученых оказывается малограмотные хуже худого студента. Хорошо сегодня появился интернет, где оперативно и малозатратно можно ответить и организовать дискуссию. Кстати советую Вам обратить внимание на лексику господина Лазарева в своих коментариях, опубликованных на сайте ГИС-Ассоциации. Такой лексикой пользуются в коридорах Роскартографии.

Ведущий просит у докладчика разрешения и цитирует из сданного им текста доклада текст записи беседы первого заместителя начальника ГШ ВС РФ генерал-полковника В.Л.Манилова с руководителем Роскартографии А.А.Дражнюком, направленный из Генерального штаба в ВТУ ГШ с просьбой прокоментировать этот текст:
Присутствовал зам. руководителя ФСГК А.В.Горбов. Руководитель ФСГК поставил вопрос о необходимости снижения степени секретности действующей системы определения (исчисления) координат от 1942 года и отказа от местной (для субъектов РФ) системы координат, которая дает ключ к вскрытию системы 1942 года. Такая возможность возрастает в связи с широким использованием новых высоких технологий и НАП (наземной аппаратуры потребителя). Для защиты системы координат необходима комплексная программа неотложных, средне- и долгосрочных мер, в т.ч. технических, организационных, правовых и т.д.
Предложено:
1. Создать межведомственную рабочую группу по выработке согласованных предложений в Правительство РФ.
2. Определить и сформулировать принципы снижения грифа секретности определения координат географических объектов без причинения ущерба интересам военной безопасности РФ и при исключении доступа к сведениям, составляющим государственную и военную тайну, а также создании условий для отказа от внедрения местной условной системы исчисления координат.
3. Снижение грифа секретности географических объектов возможно только при комплексном внедрении средств воздействия на приборы определения координат местоположения объектов (наземную аппаратуру потребителя).
4. Все предложения должны базироваться на комплексных оперативно-стратегических и технико-экономических обоснованиях и расчетах по единой (согласованной) методологии.
5. Подготовку предложений межведомственной рабочей группы завершить до 1 февраля 2001 года. (Конец цитаты)

Комментарии: Первое: почему эта беседа состоялась, почему Роскартография обратилась к руководству ГШ ВС. Потому что ВТУ ГШ ВС РФ 10 лет подряд поддерживает Госкомзем поскольку это единственная организация которая действительно занимается делом и по пути решает оборонные задачи. Будет 8 млн пунктов геодезической сети (плотность 2 кв км), которые в том числе может использовать МО. Роскартография за все годы своего существования 300 тыс. (плотность 60-70 кв км). Т.е. 9/10 работы будет делать Госкомзем. Естественно здесь для руководства Роскартографии самое главное - это не допустить введения местной системы координат и второе - все знают, что координаты географических объектов не являются ни для кого секретом с 85 г. Их можно определить с любой необходимой точностью. Это прекрытие чтобы не допустить гражданина реализовать свои права. Видите, что получается - надо глушить.

Предлагаю текст первого доклада взять в качестве основы для составления открытого письма Президенту. Надо создать рабочую группу из специалистов и ученых под эгидой ГИС-Ассоциации, чтобы это письмо было хорошо составленно и попало именно к Президенту. Наше письмо не попало к нему. Нас обвели вокруг пальца - оно попало к клерку.

Комментарий Усольцева Е.Г., начальника управления режима и госгеонадзора Роскартографии;
Мнение товарища предвзятое и мне не нравится то, что он его говорит на публику. Публика конечно может это воспринимать как угодно, но публика должна отсеевать доброе семя от плевел. Я конечно доложу руководству о Вашем выступлении и мы его оценим. Относительно постановления по СК-95 - служба в течении 15 лет обрабатывала, перерабатывала, уточняла ошибки. Вы же обвиняете всех: мы занимались ненужной работой, растратили государственные деньги, Правительство не компетентно и приняло постановление о СК-95. Все кругом не компетентны кроме Вас.

Ушаков Алексей Иванович, ген директор ООО "Дата+" отметил, что я для себя давно понял, что законы надо соблюдать, нарушать их нельзя и что законы эти глупые. Базируется это на моем жизненном опыте когда в молодые годы мы в экспедиции таскали за собой сейф с картами. Потом попав в США я увидел что содержимое нашего сейфа свободно там продается и стоит 60 долларов. Это не секрет что весь архив был вызен на территорию США. Аналогичные вещи я видел в иностранных нефтяных компаниях имеющих планы проектов на территорию России до 10 000 масштаба. Поэтому у них нет никакого смысла обращаться в Роскартографию за этим материалом. И от этого страдают в первую очередь предприятия Роскартографии, потенциальные исполнители этих работ.

Причем тут возникает целый ряд законодательных коллизий: являюсь ли я нарушителем закона, когда за рубежом я имею доступ к подобным материалам? Пример с созданием ГИС Российским трубопроводным консорциумом (трубопровод Тенгиз-Новороссийск) речь шла о полосе масштаба 25 000 - было разрешено использование в километровой полосе СК-63. Это самое страшное, т.к. потому что трубопровод протяженный находится в нескольких зонах и при оцифровке начинаются несбивки ничего не бьется. При этом сильно затрудняется использование GPS. Это естественно не устроило наших западных партнеров. Поэтому они как правило поступают по другому: они готовят ГИС в том числе запрешенных у нас масштабов у себя на сайтах и через систему удаленного доступа организуют коллективную работу. При этом надо учесть что рядовой участник проекта в принципе не может знать нарушает ли он наше законодательство или нет, т.к. он не знает с какой точностной информацией он работает. Поэтому у меня масса пессимизма. Все это напоминает не защиту секретов, а игру в защиту секретов.
Предложения: карты до 50 000 масштаба должны быть не секретными. Масштаб 25 000 также должен быть открыт после соответствующих процедур снятия с них закрытых объектов, т.к. это рабочий масштаб наших ведущих нефтегазовых компаний и РАО ЕС.

Крамаренко Виктор Леонидович, ЦНИИМаш, представляется: старый артиллерист, семь лет в разведке, работал в ракетных войсках, знаю перспективы развития оружия и нашего и зарубежного до 2015 г. Зачитывает свой проект письма Президенту РФ.

Необходимы срочные меры по спасению отечественной космической навигационной системы Ураган-ГЛОНАСС. Которая является одной из основных систем боевого обеспечения всех видов вооруженных сил страны и имеет большое значение для будущего России как по созданию и развитию геоинформационных систем: земельный кадастр землеустройство, геодинамика, ликвидация ЧС. В период 90-х годов Правительства РФ разного состава 14 раз на своих заседаниях принимали решения и постановления в поддержку ГЛОНАССа, которые не выполнялись и не выполняются. Анализ документов Правительства РФ по этому вопросу вызывает всеобщую озабоченность в сочетании с коллективной безответственностью за судьбу этой системы. Руководство Минобороны РФ также не принимает конкретных мер в поддержку НС Ураган. В своем докладе на Правительственной комиссии 6 июля 1999 г начальник Генерального Штаба ВС не выразил озабоченности за судьбу этой системы, не смотря на то, что в это время на орбите находилось только 10 КА вместо необходимых 24. Минобороны до настоящего времени не выполнило поручение Правительства о подготовке предложений о пересмотре ограничений на определение координат географических объектов. В противовес этому Министерство обороны США рекомендовало своему Президенту снять ограничения на использовании гражданскими лицами на использование сигнала GPS повышенной точности. Что и было осуществлено 2 мая в 4 часа утра.

Необходимые первоочередные меры:
1.Учитывая сложное финансовое положение в стране необходимо отнести к числу приорететных проекты развития космических систем двойного назначения: КНС Ураган, система спутниковой связи, спутниковые системы обзорного детального наблюдения. Необходимо в возможно более сжатые сроки восстановить орбитальные группировки этих систем.
2. Создать льготные условия для предприятий серийно выпускающих наземную аппаратуру для военных и гражданских пользователей КНС Ураган.
3.Снять в 2000 г все режимные ограничения на приобретение навигационных геодезических приемников гражданскими пользователями КНС Ураган, а также снять гриф секретности с крупномасштабных топографических карт, разрешив их свободную продажу.
4. Снять в 2000 г режимные ограничения на допустимую точность определения координат геодезических объектов, разрешить свободный доступ граждан РФ к национальным системам координат. Данная мера крайне необходима для создания широко рынка пользователей КНС Ураган, без которого все усилия на развитие этой системы, как показывает практика последних лет, обречены на провал. Принятие данной меры не требует никаких материальных затрат. Таких ограничений нет ни в одной технически-развитой стране мира.

Проведенные проработки, включая военный аспект проблемы показали, что изменение государственной политики в области снятия перечисленных режимных ограничений не нанесет ущерба безопасности и обороноспособности нашей страны. Товарищ Президент, одна надежда на Вас пожалуйста соберите военных и гражданских руководителей, которые должны нести ответственность за судьбу КНС Ураган и пусть им покажут сюжет телевизионной передачи конца ноября 1999 г из Чечни: 12 растерзанных трупов наших парней из разведгруппы лежат на снегу. Причина - ошибка в определении своего местоположения на 7 км и это не единственный случай. Значительная часть потерь в Афганистане и Чечне обусловлена отсутствием надежного координатного навигационного обеспечения боевых действий. Может это заставит принять решительные меры в поддержку КНС Ураган.

Приложения: Техническая справка: 1. Противнику все известно. 2. Для современного оружия что 30 м что 30 мм без разницы и у тебя радиус поражения гораздо больше. Не нужно это. Не нужны эти половинчатые шаги в 5-10 м. Я считаю что нам надо всем навалится на эту проблему и добиться принятия законов.

Гершензон Владимир Евгеньевич президент НТЦ СканЭкс. На нашем стенде Вы можете увидить снимок Москвы (Landsat 7) с разрешение 15 м, при этом стоимость 1 кв км - меньше 1 рубля. Сейчас американский спутник Terra дает бесплатный доступ в к информации 200-50 м разрешения. Вместе с тем постоянно с определенной периодичностью со стороны Росавиакосмоса, управления по дистанционному зондированию исходят предложения ограничить, поставить запретительные рамки. Сейчас обсуждается предложение ограничить скорость потока данных со спутника - 25 Мегабит. Чтобы избежать произвола ведомств требуется разработка и законодательное закрепление взаимодействия с общественным мнением.

Иначе получается так: мы здесь собираемся с Вами, приглашаем заинтересованных чиновников. Они все выслушивают и понимают - надо спешить с протаскиванием запретительных мер. Здесь отсутсвуют те представители Госдумы и высшего руководства страны и в этом смысле деятельность ГИС-Ассоциации становится отнють не однозначно позитивной. Надо плотнее координироваться с действиями Совета Безопасности, Гостехкомиссией. ГИС-Ассоциации надо выстраивать технологию коллегиального обсуждения с властными структурами.

Розова Татьяна Леонидовна, советник департамента автомобильного транспорта Минтранса России, отметила, что Минтранс занимается разработкой системы управления наземным траспортом, в первую очередь - общественным. И здесь активно используются современные средства спутниковой навигации. Уже 12 городов внедряют подобные системы. Но получается, что в нашей стране ограничиваются права пассажиров наземного транспорта. Заметьте, что этого нет в авиации и водных перевозках. Между тем за рубежом автонавигационные системы входят в серийную комплектацию автомобилей среднего класса. Т.е. мы кроме того ущемляем права автолюбителей. Поэтому совершенно очевидно обязательно должна поддерживаться группировка Глонасс для использования в гражданских целях, мы не можем становится зависимым от Президента США, который сегодня разрешит, а завтра запретит использование GPS. По существу запрещая у себя уже распространенные технологии мы подигрываем на сторону.

К сожалению традиционный механизм межведомственного взаимодействия не позволяет решить эти проблемы с руководством Роскартографии. Мы рассматриваем, что ГИС-Ассоциация этот тот общественный орган, который должен спорить, доносить наше мнение, наши беды и печали, которые мы считаем мешают стратегическому развитию нашего направления в Думе и др. властных структурах. По крайне мере должен быть отработан при соблюдении общегосударственных интересов упрощенный механизм и инструкции как пользоваться ГИС-технологиями в различных направлениях нашей промышленности.

Журавлев Дмитрий Александрович, член Совета ГИС-Ассоциации, предложил:
1.Как можно скорее разместить материалы дискуссии в интернет.
2.Надо срочно готовить письмо, выразив большую озабоченность бездействием ведомств о работе по повышению экономической безопасности страны.
3.Надо переходить в наступление и организовать Конференцию по практическому вкладу ведомств по обеспечению экономической безопасности страны.
4.Мы сейчас варимся в свое соку, а необходим выход в высшие эшелоны законодательной и исполнительной власти. Поэтому, я думаю, что ГИС-Ассоциация должна быть сильна не только своими энергичными лидерами, но и членами. И надо нам всем настойчиво искать пути доведения нашего мнения до лиц, принимающих решения.

Миллер Сергей Адольфович, президент ГИС-Ассоциации, подводя итог обсуждению отметил, что ситуация очень сложна. Образно говоря при всех усложнениях дело "выеденного яца не стоит" - рука лежит на кране и с этого крана уходить не хочет. Сколько не дискутируй и здесь взывать к здравому смыслу, гражданским свободам можно сколько угодно, но ничего не получится. Я вообще тайну понимаю так: она может быть у меня, у государства, у любой организации. Я государству заплатил налоги - оно определило, что такое государственная тайна и тратит на ее поддержание деньги налогоплательщиков. И так все - тратит деньги тот, кто считает это тайной. Когда ко мне обратится, например, второй наш соведущий, Козырь Валерий Иванович, и скажет: Слушай у меня вот тут есть тайна и поэтому ты должен поплатиться частью своего бизнеса, чтобы о ней никто не узнал. Как вы догадываетесь я только в исключительных случаях пойду ему навстречу. А как государство наше говорит - у меня есть некая тайна и вы частью своего материального благополучия поэтому должны поплатиться. Поэтому задача сложная. Я полностью разделяю точки зрения, которые здесь были высказаны - необходимо создать рабочую группу, включать дуда господина Машимова, Капралова, Журавлева и вообще всех. Я соглашусь с упреками господина Гершензона, что мы мало работаем в Госдуме, Совете Безопасности.
Очень важно повлиять на алгоритмы расчета экономического ущерба. То, что сегодня в основе здесь осталась советская модель расчета лишь оборонных расходов не выдерживает никакой критики.

Мы приложим максимум усилий для публикаций стенограммы нашей дискуссии в интернет. С учетом предстоящих слушаний в Госдуме для подготовки письма Президенту у нас одна неделя. Я вам гарантирую, что два дня мы оставим для того, чтобы письмо в виде проекта было доступно у нас на сайте в интернете. Тем самым мы дадим возможность всем желающим высказать свои предложения и конечно мы будем очень признательны, если вы нам поможете, что называется "с ногами" к этому документу.

Список участников дискуссии:

1. Миллер Сергей Адольфович ГИС-Ассоциация, президент
2. Мосолова Лидия Федоровна Администрация г.Самары, ОМИРиС, гл.спец.
3. Коновалова Наталья Владимировна Архангельский Облкомзем,
косультант
4. Дьяконова Любовь Викторовна Росземкадастр, пресс-служба
5. Лисовой Виталий Андреевич Кадастровый центр г.Караганда, гл.инж. 6. Крамаренко Виктор Леонидович ЦНИИМаш, г.Королев, внс
7. Машимов Мухамбет Машимович Военно-инженерный университет МО, профессор
8. Филатов Валерий Николаевич ВТУ ГШ ВС РФ, зам.нач.
9. Котерев Валерий Павлович ООО Геоспектрум, дирюпо маркетингу
10. Петрович Михаил Любомирович Бюро территориальных систем, СПб, директор
11. Морозов Андрей Витальевич Департамент правоовой информатизации МинЮста России, руководитель
12. Новиков Евгений Васильевич Роскартография, гл.спец.
13. Шароховская Ирина Витальевна Департамент по землепользованию, природопользованию и экологии Администрации г.Сургут, гл.спец.
14. Гершензон Владимир Евгеньевич ИТЦ Скан Экс, ген.дир.
15. Наурузова Ольга Николаевна ЗКП по Тамбовской области, вед.инж.
16. Малышева Ольга Ивановна ИТО админитсрации г.Рыбинск, нач.
17. Трофимов Сергей Александрович ТБЭК, Управление архитектуры администрации г.Рыбинск, нач
18. Колесников Дмитрий Аркадьевич ФГУ ЗКП по РМЭ, г.Йошкар-Ола, зам.дир.
19. Минсафин Гумер Зуфарович Госкомзем респ.Татарстан, зам.предс.
20. Новиков Сергей Андреевич РГСУ, г.Ростов-на-Дону, студент
21. Сапожников Владимир Александрович НИЦ ГИС Пензенского ГУ, зам.дир.
22. Бубнов Денис Борисович Отдел внедрения ГЗК ФГК ЗКП по Пензенской обл., нач. отд
23. Юнусов Альберт Гамзатович ГУЗ, декан факультета
24. Шаяпов Радмил Гилязетдинович ДФ ГУП Сибземкадастрсъемка, г.Омск, зам дир.
25. Иванов Александр Николаевич КЗРиЗ г.Сосновый Бор, руководитель
26. Соколов Владимир Евгеньевич Администрация г.Сосновый Бор, гл.архитектор
27. Женина Наталья Юрьевна Москомзем, сектор мониторинга земель, нач.сект.
28. Ефимов Иван Данилович Тверской Облкомзем, зам.рук.
29. Зюзин-Зинченко Аркадий Аркадьевич ЗапСибЗИИЭП, г.Сургут, внс
30. Смирнов Геннадий Петрович Управление Росземкадастра, зам.нач.
31. Дьяконов Владимир Германович Пермьводоканал, нач.отд.
32. Пасынкова Галина Ивановна Пермьводоканал
33. Герасименко Юрий Николаевич ВостСибНИИГипрозем, г.Красноярск, гл.спец
34. Штейников Аркадий Леонидович ФГУ ЗКП по республике Бурятия,
35. Гончаров Иван Александрович Горкомзем г.Новосибирск, нач.отд. 36. Лемайкин Владимир Иванович Горкомзем г.Новосибирск, руководитель
37. Пресникова Наталья Альбертовна Горкомзем г.Новосибирск, зам.руководитель
38. Горбунова Наталья Ивановна ГУАиГ Иркутской обл., отдел ГГК
39. Федотов Николай Иванович ОКЗ Таймырского АО, зам.руководителя, г.Дудинка
40. Капралов Евгений Геннадьевич ГИС-Ассоциация, вице-президент
41. Бессмертный Алексей Николаевич Администрация Ярославской обл
42. Дешунский Анатолий Григорьевич Росземкадастр, советник
43. Мирошниченко С.Г. Росземкадастр, нач.управления
44. Бугаевский Юрий Львович Росземкадастр, советник
45. Черников Николай Петрович ФГУ ЗКП по Самарской обл., зам.директора
46. Каменский Сергей Борисович Департамент Охраны природы Адм. Нижегородской обл., гл.спец.
47. Коротков Владимир Михайлович Отдел ГИС Адм.г.Нижний Новгород, нач. отд.
48. Гаврилов Александр Павлович Отдел По КУГИ Администрации Нижегородской обл., нач.отд.
49. Шавшукова Людмила Леонидовна сектор ГГК УАиГ Администрации г.Нижний Новгород, нач.сектора
50. Агафонов Виктор Константинович Отдел кадастра Владимирского облкомзема, нач.отд.
51. Тарасова Галина Александровна ИНКОМ, отдел ГИС, г.Владимир, нач.отд
52. Волочаев Игорь Спартакович Администрация г.Майкоп, отдел информационного обеспечения, зав.отд.
53. Константинов Алексей Юрьевич Комзем респ.Адыгея, отдел кадастра, вед.спец.
54. Павлов Михаил Александрович УралНИИГипрозем, зам.гл.инженера
55. Тимофеев Игорь Борисович Свердловский облкомзем, нач.отдела
56. Бугаевский Николай Николаевич Военно-инженерный университет, Москва
57. Аксенова Валентина Николаевна Казанский горкомзем, нач.отдела 58. Мерзакреев Рустэм Рацфович Земкадастрцентр, Казань, гл.инженер
59. Феддерс Юрий Александрович БТИ г.Рязань, зам.директора
60. Зубков Юрий Сергеевич УАиГ Администрации СПб, управление ГГК, нач.управления
61. Бондарев Виктор Григорьевич Госгисцентр, зам.нач.аттестационного центра
62. Шкуратов Игорь Вячеславович Горкомзем г.Ижевск, руководитель
63. Шкуратова Тамара Борисовна Горкомзем г.Сарапула, нач.отдела
64. Усольцев Евгений Гаврилович Роскартография, нач.управления Госгеонадзора
65. Халугин Евгений Евгеньевич ОИФЗ РАН, снс
66. Чичагова Ольга Максимовна УАиГ администрации г.Балашиха, кадастровый центр
67. Зеленский Николай Алексеевич ФГУ ЗКП по Ставропольскому краю, директор
68. Зарубина Валентина Дмитриевна Госкомзем Минераловодского р-на и г.Минеральные Воды, руководитель
69. Сефиханов Шихсаф Сефиханович ФГУ ЗКП по респ.Дагестан
70. Сыголитина Василиса Викторовна ФГУ ЗКП по Коми-Пермяцкому АО, директор
71. Малиновская Тамара Николаевна Горкомем г.Сургут, кадастровое бюро, начальник
72. Иванов Вячеслав Николаевич ФГУ ЗКП по Омской области, нач.отдела
73. Журавлев Дмитрий Александрович ГИС-Ассоциация, член Совета
74. Черников Виктор Федорович ФГУ ЗКП Орловской обл., директор
75. Ромашко Евгения Анатольевна Горкомзем г.Владивосток, отдел земельного кадастра, нач.отдела
76. Манаков Александр Александрович Информационно-кадастровый центр г.Иркутск, директор
77. Колесов Александр Васильевич Геодезический отдел, Нижневартовск
78. Солдатова Юлия Валерьевна МУ БТИ г.Тюмени, юрисконсульт
79. Костин Валерий Семенович Псков, директор
80. Забелина Галина Викторовна Облкомзем Калининградской обл, вед.специалист
81. Топаз Виктор Григорьевич Горкомзем г.Екатеринбург, гл.специалист
82. Вековищев Валерий Алексеевич МУП ИКЦ г.Рязань, отдел кадастра, нач.отдела
83. Подборный Евгений Евгеньевич ТюменНИИГипрогаз, зав.сектором
84. Ярцева Людмила Викторовна горкомзем г.Фролово (Волгоградская обл.), руководитель


Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / Геодезия
Тематич. разделы / Картография, ГИС
Тематич. разделы / Природопользование
Тематич. разделы / Инженерные коммуникации
Тематич. разделы / ДДЗ
Тематич. разделы / Кадастр, инвентаризация
Тематич. разделы / Оборона, правопорядок,ЧС
Тематич. разделы / Градоустройство
Тематич. разделы / Проектирование, изыскания
Тематич. разделы / Hавигация, связь, транспорт
Страны и регионы / Россия / Центральный ФО / г. Москва
Дискуссии / 13.05.03 Концептуальные основы определения секретности пространственных данных и ограниче
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: ГИС-Ассоциация 14:56:26 13.05 2003   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.023373126983643 sec, Question: 113