Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№1_2013/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Город и Бизнес

Нудельман В.И. (Киевский национальный университет строительства и архитектуры, Киев)

Город и бизнес Города – самые сложные и дорогие объекты, которые создало человечество. И это множество зданий, сооружений, дорог и т.д. мертво. И оживляется только тогда, когда человек начинает функционировать в этом пространстве, реализуя свои потребности в труде, быте и отдыхе. Обеспечивает все это бизнес. И создание этой материальной среды, этой, по сути, искусственной природы и ее использование людьми – это результат деятельности бизнеса. И поэтому, в моем представлении, мы должны быть заинтересованы друг в друге. Мы должны идти навстречу друг другу. Может быть, наша сегодняшняя тема – один из шагов навстречу, который будет обоюдополезен и бизнесу, и тем, кто занимается градостроительством.

Города и их роль в современном мире

Города – это основная форма пространственной организации общества. Они существуют уже многие тысячелетия. Крупное разделение общественного труда, когда от сельского хозяйства отсоединилось все остальное – ремесло и торговля, поспособствовало развитию городов. И сегодня одним из критериев понятия «город» является преобладание занятости населения не в сельском хозяйстве и численность его населения. В Украине эта цифра составляет не менее 10 тысяч человек, хотя есть у нас и город Угнев, где проживает только одна тысяча человек. Город – это повышенная концентрация людей, производства, социально-культурных учреждений, это особый образ жизни.

С течением времени функции, которые выполняли города, усложнялись, увеличивалось их число, стали возникать многофункциональные урбанистические образования с огромной численностью населения. Они концентрируют подавляющую часть экономического, финансового, демографического и любого другого потенциала. Если говорить о Киеве, то это 6% численности населения, 20% инвестиций в основной капитал, экспорта и розничной торговли, это четверть объема строительных работ Украины, половина прямых иностранных инвестиций, треть налоговых сборов, 45% импорта. На презентации стратегии развития Киева на 2025 год выступал представитель Мирового банка, который говорил, что если представить города мира как высотный ландшафт, то там возвышаются такие гигантские пики, как Лондон, Париж, Токио, Нью-Йорк. Москва выглядят на этом фоне маленькой горушкой, а Киева вообще не видно. Обидно, но, наверное, в этом правда какая-то есть.

Города – это командные пункты, главные узлы опорного каркаса территории мирового, континентального, национального, регионального и местного уровней. Города существуют не изолированно, они находятся в тесной взаимосвязи с другими поселениями. Крупные города формируют агломерации. У нас есть огромная агломерация Донбасс, тысячекилометровая Днепровская дуга урбанизации, на фланге – Киевская и Одесская агломерации, а в центре – Запорожская и Днепропетровская. Чем крупнее город, тем шире зона его влияния. В Киев на работу и учебу ежедневно приезжает из населенных пунктов в радиусе 80–100 км четверть миллиона человек. В результате развития и упрочнения связей между населенными пунктами развиваются системы поселений. Это образования, которые отличаются общностью тяготения к центру – городу с наибольшим демографическим, производственным, социально-культурным потенциалом и развитой системой коммуникаций, которые позволяют фокусировать и реализовывать эти связи. Существуют центры разного иерархического уровня: национального – это, кроме Киева, города-миллионники, которые дублируют столичные функции (Харьков, Донецк, Днепропетровск, Одесса). Есть центры регионального и местного уровней.

В новое время функции городов меняются. Это связано с глобализацией, демографическими процессами, современной стадией развития экономики и т.д. Существует теория этапности развития экономики, которая говорит о трех стадиях такого развития. Первая – ресурсоориентированная, когда конкуренция ведется за счет обеспеченности природными ресурсами и дешевой рабочей силой. Здесь низкая зарплата, обмен ведется элементарными товарами, ВВП на душу – до 2000 $, нет мотивации к качественному образованию и труду.

Затем идет следующая стадия, когда ориентация уже не на ресурсы, а на эффективность. На этой стадии речь идет о том, что надо торговать не первичной продукцией, а нужно ее перерабатывать. Известно, что 1 кг стали стоит 0,5 $, в автомобиле – 100–120 $, в самолете – больше 1200 $. Здесь важно качество высшего образования и профподготовки кадров. ВВП здесь – 9000–17000 $ на душу населения. Украина находится на переходном этапе от первой ко второй стадии, ВВП – 6,7 тыс. $ на человека.

Третья стадия – это ориентация на инновации, поддержание высокого качества жизни и высокой зарплаты за счет постоянного обновления продукции, которая выходит на рынок. Здесь важны высокий уровень развития бизнеса, мощность инновационного потенциала, социального капитала, интеграция науки и производства. Эта стадия – экономика знаний.

Города естественным образом являются центрами продуцирования и трансфера инноваций, потому что здесь сосредоточены основные составляющие инновационного потенциала. В Киеве – четверть студентов и пятая часть вузов Украины. Но инновации – это не только технологии, но и культура, ментальность, это общее представление бизнеса о своем будущем. Поэтому важно поддерживать, развивать ту высокую культуру, толерантность и в конечном счете благоприятные условия ведения бизнеса, которые должны быть в городе.

Далай-Лама говорил, что большой город – это умение жить вместе. Поэтому разработка генерального плана имеет своей целью не просто разместить какие-то объекты, а решить указанные задачи, создать комфортную для человека жизненную среду, обеспечить солидарность горожан, осознание ими их общей ответственности за судьбу своего города. Добиться этого сложно. Рассмотрим один из факторов развития городов – миграцию населения. Средний американец за жизнь 14 раз меняет пункт проживания в своей стране или за ее пределами, на его место приезжают другие. Хуже, что в страны Западной Европы переселилось много выходцев из экономически отсталых стран Азии и Африки со своей религией, культурой, образом жизни. Если в США их ассимиляция происходит относительно успешно (Нью-Йорк – «плавильный котел»), то в странах Западной Европы дело обстоит сложнее. Здесь их принимали из-за старения населения, нежелания аборигенов заниматься непрестижным и низкооплачиваемым трудом. Результат – акты насилия в Лондоне, Париже, рост враждебности местных жителей к пришедшей к ним чужой культуре. Крайней формой этой враждебности явились недавние трагические события в Стокгольме.

Граждане Украины выезжают за рубеж из-за невозможности обеспечить себе, своей семье гарантированное Конституцией Украины право на достаточный уровень жизни, часть – из-за отсутствия «социальных лифтов», невозможности реализовать на родине интеллектуальный потенциал. И процесс этот не затихает. Сегодня за рубежом работает 6,5 млн. украинцев – каждый седьмой житель страны.

Несколько лет назад был проведен опрос, в ходе которого респондентов спрашивали: «Согласны ли Вы за миллион долларов навсегда уехать из Украины?». Примерно 40 % сказали «да», 10 % сказали, что они даже доплатят, и где-то больше 50 % сказали, что нет. Уже в этом году было проведено исследование, которое показало, что в целом 34 % населения готовы уехать из нашей страны, а среди молодых (от 18 и до 29) – 54 %. Вот это – трагедия для страны. Очевидно, что бизнес должен быть заинтересован в решении этой проблемы.

Какое будущее у городов? И есть ли оно вообще?

Понятно, что город предоставляет наибольшие возможности для получения качественного образования, охраны здоровья, обучения, выбора адекватного нашим запросам места работы, проведения досуга и т.д. Город обеспечивает возможности широких контактов между людьми, в результате чего возникают новые идеи. Бернард Шоу говорил, что если есть два приятеля, а у них по яблоку, обменявшись, оба останутся при одном яблоке, но если у одного и у другого есть идея, то после обмена у каждого будет уже по две идеи.

Однако, с другой стороны, города имеют множество недостатков. Человек воспринимает себя в пределах не только кожных покровов, но еще какого-то пространства вокруг него, которое он считает своим. Несанкционированное проникновение в это пространство ведет к стрессу. А в городе, особенно в большом городе, это происходит все время. Здесь высокий уровень загрязнения внешней среды, особенно автотранспортом. Вместе с ускоряющимся ритмом жизни, большими потерями времени при трудовых передвижениях, акустическим дискомфортом это приводит к возникновению у горожан постоянной усталости, подавленности, немотивированной агрессии и в результате – к снижению производительности труда и росту заболеваемости. Именно в городах, особенно в крупных, наблюдается перманентный рост как количества неинфекционных заболеваний, так и смертности от них. На эти заболевания (сердечно-сосудистые, онкологические, диабет) в Украине приходится 82 % от общей смертности населения.

Непрерывный рост городов вместе с увеличением числа жителей планеты уничтожает ценные пригородные ландшафты, стремительно сокращает площадь суши, приходящейся на одного землянина (с 5 га в середине ХХ века до 2 га в настоящее время). Это обостряет проблемы обеспечения продовольственной безопасности.
Доказано, что человек, общаясь с другим человеком, основную часть информации получает не от слов, а от мимики и жестов, что традиционно срабатывает в пользу компактного расселения. Но современные технические средства помогают не только слышать, но и видеть собеседника независимо от расстояния.
Возникает вопрос, как быть с могилами родителей? Ведь хочется пойти и поклониться им. Лазерная техника создает эффект присутствия у этих могил. Уже сегодня люди живут в Индии, а работают в Штатах. Большая часть программного продукта, производимого в Украине, разрабатывается по зарубежным заказам.

Как предсказывал еще 50 лет назад академик П. Капица, на новом витке истории мы возвращаемся к периоду ремесленничества, когда люди работали на дому, когда можно было не строить огромные производственные помещения и офисы, не тратить время и нервы на передвижения из одного конца города в другой. Коллеги, которые занимаются градостроительством, знают, что уже есть «умные» дома, которые позволяют расселяться в уединенном месте, имея локальные системы жизнеобеспечения. При посещении туалета человеком техника тут же снимает все показания его здоровья и сразу сообщает врачу. Меняется цвет окон в зависимости от уровня радиации и т. д. Энгельс говорил, что в будущем большие города исчезнут, Сталин с ним не соглашался. Сторонники этого взгляда уверены в неотвратимости территориальной экспансии городов. Корбюзье говорил о сплошной урбанизированной полосе, которая пройдет от Урала через Оренбург на Волгоград, Ростов, Донбасс, Киев, Берлин и выйдет на Бискайский залив. Греческий ученый Доксиадис предсказывал создание сплошных урбанистических линий, которые будут пронизывать границы государств и в будущем на основе расширяющихся мегалополисов сформируют ойкуменополис.

Город и эффективность бизнеса

Каждый город, каждый участок его территории отличается своим набором потребностей и возможностей. Если речь идет об Украине, то это очень плотно освоенная территория, где уже существует сложившийся производственный аппарат, живут люди, которые продуцируют потребности. А возможности – это указанные выше ограничения или конкурентные преимущества. С другой стороны, каждый вид предпринимательской деятельности отличается строго определенной потребностью в ресурсах, своими требованиями к локализации своего бизнеса. Так, например, бизнес-парки нуждаются в больших территориях для парковки, исходя из расчета один автомобиль на 100 или даже 25 квадратных метров офисной площади. И когда ваши инвестиционные намерения совпадают с особенностями и потенциалом территорий, тогда повышаются возможности реализации интересов общества и эффективность бизнеса. Таким образом, генплан как бы подсказывает бизнесу наиболее выгодные поля и виды его деятельности. Законодательные основы предпринимательства одинаковы для всей территории страны, и разница в эффективности бизнеса (помимо субъективных факторов) зависит от своеобразия меняющихся от места к месту условий его локализации: обширности зоны влияния города, его транспортно-географического положения, численности и структуры населения, качества человеческого капитала, городской среды (экология, природно-техногенная безопасность и др.), развитости инвестиционной, социальной, инженерно-транспортной инфраструктуры, наличия условий освоения земельных участков и т. д. Другими словами, бизнес – это главная движущая сила развития городов. А градостроительные проекты определяют наиболее экономически эффективные, социально значимые места локализации и отраслевой профиль инвестиций.

В качестве иллюстраций рассмотрим серию карт, разработанных в составе стратегии развития Хмельницкой области. Здесь задача состояла в оценке порайонной дифференциации условий ведения бизнеса. На этих картах показаны различия в численности, плотности, возрастной структуре и динамике населения, уровнях безработицы, в объемах и структуре экономической деятельности, в развитости поселенческой, транспортной и банковской сети, малого и среднего бизнеса, в объемах инвестиций в основной капитал и предоставления финансовых услуг и др. На основе этого разработана результирующая карта, интегрирующая все перечисленные показатели. На ней отображены основные элементы опорного каркаса территории: линейные (реки, транспортные магистрали международного, общегосударственного и регионального значения) и узловые (города и другие центры экономической активности). Именно к ним в основном приурочены прошлые и тяготеют будущие инвестиции. Показаны зоны стимулирующего воздействия этих линий и узлов на развитие прилегающих территорий. Все это позволило выделить территории с наибольшим и средним потенциалом развития, а также проблемные территории, нуждающиеся в государственной поддержке. Причем эта поддержка (как принято в развитых зарубежных странах) должна направляться не на удовлетворение потребностей, а на развитие возможностей, которые выявлены в этой работе.
Как говорила М. Тэтчер, государственная политика должна быть направлена не столько на перераспределение финансовых ресурсов между богатыми и бедными, сколько на создание условий для того, чтобы бедные стали богатыми. Государство призвано создать условия, способствующие привлечению бизнеса к этой поддержке. В Беларуси инвестор, который реализует свои проекты в селах и малых городах, на пять лет освобождается от налога на прибыль и недвижимость, а ввозимое оборудование – от НДС.

Города Украины: причины кризиса

В Украине большинство городов находится в глубоком кризисе. Промышленность упала, исчезли места приложения труда, городские бюджеты – дотационные. В особенно трагическом положении оказались шахтерские поселки, где закрылись шахты. Там полностью разрушена инфраструктура. По моим представлениям, Донбасс является самым опасным с точки зрения возникновения социальных потрясений, экологических и техногенных аварий и катастроф национального или даже европейского масштаба. Донбасс дает наибольшую долю в экспортной выручке, в ВВП Украины. Но в то же время здесь наибольший уровень заболеваемости населения и загрязнения среды.

В советские времена у промышленных предприятий было 80 % капиталовложений в социальную инфраструктуру, а они в основном строили жилье. Поэтому мы получили от советского времени города с недоразвитым коммунальным хозяйством и соцкультбытом. Я один раз в жизни видел город, построенный с полным соблюдением градостроительных норм. Это город Шевченко (сейчас Актау), там расположен атомный опреснитель. Его строило министерство среднего машиностроения (по сути, атомного хозяйства), у него было много денег. В последние 20 лет деньги в городскую инфраструктуру почти не вкладывали.
Вы помните, что не так давно Азаров был в Макеевке и возмущался плохим состоянием местной больницы. Но в таком состоянии у нас находится большинство больниц и других объектов по обслуживанию населения. Мы от советского прошлого унаследовали наихудшую экологию в Европе. Киев не является исключением. Например, в столице сейчас насчитывается 39 химически опасных предприятий, в зоне поражения которых две трети киевлян. По индексу человеческого развития суммарно Киев находится на первом месте, но по экологии – на 26-м, по качеству социальной среды – на 25-м.

В 2008 году перед экономическим форумом был подготовлен доклад, где были определены коэффициенты конкурентоспособности украинских регионов. Если оценивать по факторам конкурентоспособности, то впереди Киева Днепропетровская область. Почти на одном уровне – Закарпатье. А если говорить об уровне развития бизнеса, то Киев только на 8-м месте.

Почему это происходит? Причин много. Если говорить об институциональной составляющей, то после включения неподъемного жилищно-коммунального хозяйства в сферу ответственности профильного министерства государственное регулирование проблем градостроительства закончилось.

Чтобы не быть голословным, рассмотрим недавно принятый закон «О регулировании градостроительной деятельности».

Безусловно, хорошо, что этот закон установил однозначное правило: размещение объектов строительства возможно лишь при условии соответствия решениям градостроительной документации, что эта документация – основа для разработки программ социально-экономического развития территорий. Хорошо также, что закон, повышая ответственность застройщиков и проектантов, существенно сокращает число чиновни-чьих согласований и разрешений, обязательность которых замедляла и удорожала стоимость строительства, создавала почву для коррупции. Позитивна ликвидация лазеек для легитимного нарушения генеральных планов – так называемых градостроительных обос-нований, которые разрабатываются за деньги заинтересованных инвесторов и позволяют безнаказанно изменять целевое назначение использования земель, ухудшают условия жизни людей. Пример – Киев, в котором число таких изменений генплана беспрерывно росло: с единицы в 2000 году до 96 в 2007 году и т.д. В результате вырубаются деревья, сносятся памятники архитектуры, застраиваются территории в зонах охраны Лавры и Софии.

К сожалению, значителен и перечень недостатков закона. Главное, что плохо, – это явная нереалистичность содержания и сроков перехода на новую систему регулирования градостроительства. Это создает угрозу блокирования строительства и (вместо декларируемой активизации инвестиционной деятельности) появления труднопреодолимых барьеров на их пути. Статья 26 закона устанавливает, что право на застройку земельного участка реализуется при условии его использования в соответствии с требованиями градостроительной документации. Но 80 % основного вида такой документации – генпланов населенных пунктов – разработаны еще при советской власти и не могут быть использованы для обоснования размещения строительных объектов. Ведь в то время многие современные типы таких объектов, зачастую требующие большие земельные участки, просто не существовали. Отсутствие актуализированных генпланов делает невозможным разработку в ближайшей перспективе основанных на их решении последующих видов градостроительной документации – планов зонирования или детальных планов территорий для каждого (как это предусмотрено законом) из почти 30 тыс. населенных пунктов Украины. А без них нельзя обосновать градостроительные условия и ограничения застройки земельных участков, без получения которых застройщик не может приступить к проектированию объектов строительства. Более того, статья 24 закона в случае отсутствия плана зонирования или детального плана территории запрещает с 01.01.2012 предоставление земельных участков в собственность или пользование физическим и юридическим лицам для градостроительных потребностей.

Для подготовки в оставшиеся месяцы текущего года (как это предусмотрено законом) комплекса градостроительной документации для всех городов, поселков и сел Украины потребуется много миллионов гривен из местных бюджетов и 10 тысяч проектировщиков-градостроителей, в том числе 95 % – для сельских населенных пунктов. Естественно, в бюджете таких денег нет, а численность профильных проектировщиков в связи с резким сокращением в последние годы разработки градостроительной документации сократилась примерно до 500 человек.

Что следует сделать для решения этой проблемы? Во-первых, отказаться от разработки детальных планов территорий, содержание которых дублирует планы зонирования. Во-вторых, предусмотреть составление этих планов не одновременно на все земли населенных пунктов, а только на наиболее инвестиционно привлекательные и проблемные территории, перечень характеристик которых должен содержаться в генпланах. Этот перечень подлежит обновлению каждое пятилетие. Для этого и для ориентации инвесторов в генпланах следует выделять неиспользуемые сегодня, но инфраструктурно обустроенные земельные площадки производственных и военных объектов. Необходимо законодательно установить меры по стимулированию участия заинтересованных инвесторов в финансировании разработки градостроительной документации на местных уровнях. Для неотложного решения кадровых вопросов целесообразно увеличить набор студентов по специальности «градостроительство», привлечь преподавателей и студентов профильных вузов к разработке градостроительной документации, организовать на местах курсы переподготовки архитекторов и других специалистов. Требуется срочно коренным образом изменить методику градостроительного проектирования, целенаправив его на конструктивное решение остроактуальных задач развития территорий, прежде всего на стимулирование инвестиционной активности. Необходимо четко установить, что градостроительная документация является первоосновой для разработки и реализации всей общегосударственной системы прогнозных, программных и проектных работ по развитию страны, включая динамику и размещение всех отраслей хозяйства, расселение людей, структуру землепользования, охрану природы и исторического наследия, природно-техногенную безопасность, инфраструктурное обустройство территорий, совершенствование административно территориального устройства.

Если подвести баланс «хорошо» и «плохо», то последнего, пожалуй, больше. Из всего этого вытекает необходимость срочного внесения изменений в закон «О регулировании градостроительной деятельности».


См. также:
Каталог Авторов:
   - Нудельман В.И.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №1_2013
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 6937


Источник: УРТ
Цитирумость документа: 1
00:08:34 01.07 2013   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.057337045669556 sec, Question: 60