Постановка проблемы
В 2002 году комиссия "Козака" в составе восьми рабочих групп рассмотрела более 150 законодательных документов с целью распределения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Тридцать законопроектов, связанных с вопросами управления недвижимым имуществом (в том числе главные кодексы: лесной, земельный, градостроительный, водный и т. д., федеральные законы «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О государственном земельном кадастре», «О геодезии и картографии» и др.), рассматривались в рабочей группе, которую возглавлял Д.Б. Аратский.
Группа Д.Б.Аратского предложила упростить учет объектов недвижимости до требований его индивидуализации, как объекта прав и передать его ведение учреждениям юстиции по госрегистрации прав. Сами учреждения юстиции передать в федеральную собственность. При этом формированием объекта недвижимости будут заниматься частные структуры, а удостоверять факт существования объекта и его границ - органы местного самоуправления. Исходя из этого предложено признать утратившим силу ФЗ "О государственном земельном кадастре".
В июле 2002 г. комиссия подготовила свои предложения в виде концепций поправок, рекомендуемых в тот или иной закон. На основании этой работы Д.Н. Козак доложил Президенту РФ, что поручение выполнено, предложения готовы и можно продолжать работу дальше. После чего аппаратам Президента РФ и Правительства РФ было поручено подготовить ряд законопроектов на основании предложений «комиссии Козака», и представить их Президенту РФ к 1 ноября текущего года.
Под эгидой Правительства РФ были созданы рабочие группы, которые вели подготовку проектов новых федеральных законов или поправок к действующим. Рабочая группа, которая занималась законами «О геодезии и картографии», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и «О государственном земельном кадастре» была создана в составе представителей Минюста России, Минэкономразвития России, Минимущества России, Роскартографии, Росземкадастра, и ряда неправительственных организаций ( Фонд Иститут Экономики города, ЗАО НПО Балтрос).
Процесс обсуждения в рабочей группе закончился без достижения консенсуса, были принят вариант с использованием приоритетного права принятия решения руководителем группы (Д.Б. Аратским, который и готовил предложения в «комиссии Козака»). В целом серьезно смущает практически полная закрытость процесса разработки предложений со стороны Минимущества России. К сожалению представители Минимущества России полностью проигнорировали и наше приглашение на последнюю кадастровую конференцию, посвященную обсуждению их инициатив. Наши попытки найти публичные выступления руководства Минимущества России с изложением столь революционных инициатив также не увенчались успехом.
ГИС-Ассоциация всегда была не равнодушна к судьбам Российского кадастра земли и недвижимости. Его реализация не только дала бы новые рабочие места на рынке геоинформатики России, но и создала бы существенный прорыв в области использования этих данных в качестве цифровой основы для любого рода геоинформационных проектов в России, поскольку эти данные по определению являются открытыми, плотность актуализированных измерений большей, чем при традиционном картографировании и содержащаяся информация носит правовой характер.
Осенью 2001 г. у нас на сайте (
http://www.gisa.gubkin.ru/gis_serv/Discus1/Index_discus1.htm ) и журнале №4(31)2001 (
http://www.gisa.ru/nomer4(31)2001.html ) была развернута дискуссия "Как нам создать кадастр единых объектов недвижимости?" Уже тогда главные болевые точки государственной системы учета земли и недвижимости были четко обозначены:
- отсутствие материальных гарантий добропорядочному приобретателю земли и недвижимости со стороны государства;
- существование трех паралелльных систем учета недвижимости и прав пользования ею (Земельные кадастровые палаты, система БТИ и органы градостроительства);
- отсутствие информационного взаимодействия между системами учета и регистрации прав;
- значительные затраты времени и средств владельцев земли и недвижимости при подготовке и прохождении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- низкая заинтересованность в проведении инвентаризации и постановке на государственный учет земли и недвижимости со стороны органов местного самоуправления и государственной власти РФ;
Вопросы
Казалось бы ряд этих недостатков можно преодолеть с помощью вышеупомянутых инициатив "комиссии Козака". Так ли это? Какие подводные камни могут тут нас поджидать? Каким образом и в какие сроки может быть модернизирована существующая система госучета и регистрации? - На эти вопросы мы предлагаем ответить всех заинтересованных лиц и в первую очередь мы задаем эти вопросы непосредственным участникам вышеописанного процесса.
Наши вопросы:
1. Согласны ли Вы с упомянутыми проблемами, стоящими перед государственными системами регистрации и учета земли и недвижимости? Видите ли Вы еще какие-либо значимые причины?
2. Разделяете ли Вы предложения рабочей группы комиссии "Козака"? Если нет, то почему.
3. Как по вашему должны быть реконструированы системы государственной регистрации прав и учета земли и недвижимости? В какие этапы и сроки.
Обсуждению этих вопросов мы хотим посвятить настоящую дискуссию, которую планируем опубликовать на нашем интернет-сайте и журнале, выход которого планируем в декабре 2002 г. Присоединяйтесь к нашей дискуссии! Ждем Ваших ответов по электронной почте
gisa@gubkin.ru
Участники дискуссии
- Аратский Дмитрий Борисович, первый заместитель министра имущественных отношений России (15.10.02);
- Кислов Виктор Степанович, первый заместитель руководителя Росземкадастра (06.10.02);
- Симаков Константин Петрович, заместитель директора ЗАО НПО БАЛТРОС (08.11.02);
- Карлин Александр Богданович, заместитель министра юстиции России ();
- Косарева Надежда Борисовна, президент Фонда Институт экономики города (06.10.02);
- Галунов Петр Борисович, главный государственный регистратор Учреждения юстиции государственной регистрации прав на недвижимость Ростовской области (12.11.02);
- Нарыков Александр Николаевич, председатель Саратовской областной регистрационной палаты ();
- Завьялов Алексей Александрович, первый заместитель председателя Московской областной регистрационной палаты (12.11.02);
- Апрелев Константин Николаевич, вице-президент Российской гильдии риэлторов (12.11.02);
- Дубинин Виктор Васильевич, председатель совета Федеративного союза инвентаризаторов России ();
- Холодков Валентин Владимирович, директор Бюро кадастра Таганрога (06.10.02);
- Перехватов Вадим Валерьевич, отдела правовых информационных систем IBS (12.11.02);
- Хлыстун Виктор, генеральный директор Центра международных инвестиций в АПК, академик Россельхозакадемии;